Про игры с детьми до 3х лет

Jul 24, 2012 13:19

Несмотря на изобилие информации и развивающих методик для детей любого возраста, каждая мама опытным путем находит свои способы развития малыша, изобретает каждый день новые игры и развлечения, вместе с ребенком совершает множество открытий.
В помощь заботливым мамам я хочу дать несколько практичных советов на эту тему.
Во первых, многие знают, что ведущий тип деятельности у ребенка до 7 лет - игра. Сначала это игры предметные, позже сюжетно-ролевые, а после 7 лет игра сменяется учебной деятельностью. Это очевидно, но огромное количество мам спешат чуть ли не с 4х лет заменить игры на развивающие занятия, непременно привить ребенку любовь к языкам или логике, когда детям нужно бегать во дворе, или играть в крепость. Хочу выделить особо - не при каких условиях не должна игровая деятельность вытесняться учебной! Ребенок должен наиграться, игры несут огромную роль в дальнейшем гармоничном развитии детей, об этому нужно помнить, давая детям играть и играя вместе с ними.
А теперь подробнее об играх и как они развивают. Остановимся на возрасте 1-3 года, это период активного освоения различных способов взаимодействия с миром и новых познаний, а также бурного развития речи. При этом, речь развивается еще ДО того, как ребенок сам сможет называть предметы. Множество исследований указывают на связь мелкой моторики и речевого развития, поэтому мамы очень озабочены различными пальчиковыми играми, рисованием, шнуровкой (!), лепкой и тп. Это все хорошо, но редкий ребенок двух лет поддерживает эти замысловатые развлечения. Кроме того, даже в быту, многие действия с предметами сейчас облегчены специально для детей. Поднимите руки, у кого дети носят обувь со шнурками и застегивают пуговицы на рубашке каждый день? Правильно, липучки наше все.
Не надо расстраиваться, если ребенок не разделят вашей радости от рисования, не доводит до конца «интересную» игру с бусинками, и лупит палочкой по столу, вместо того, чтобы вставлять её в дырочку. При этом, мы все замечали, насколько проворны становятся эти маленькие ручки, когда нужно вытащить и разбросать по полу все прелести маминой косметички, отковырять у куклы украшения или открыть хитрым образом запечатанные коробочки… Вот она разгадка - больше всего детям интересны взрослые предметы и дела; то, что мама держит в руках каждый день. Это и ключи, и пульты с телефонами, косметика, посуда и много всего, слава Богу! Этим можно и нужно активно пользоваться! Кнопочные телефоны, кстати, по своему вкладу в детское развитие дадут фору сенсорным. Так что покопайтесь в тумбочке, наверняка там есть такой аппарат, пускай принесет пользу.
Мой ребенок, проявляя интерес к кулинарии, был завлечен следующим нехитрым занятием - доставал макароны из большой пластиковой банки с достаточно узким горлышком. Это могут быть и крупы, и вовсе не в банке, а на подносе/столе. Пусть почувствуют себя Золушками, отделяя рис от гречи. Шутка. Конечно, не будет ребенок ничего сортировать, скорее всего, будет загребать горстями и сыпать в разные стороны - но вы думаете это бесполезно?? Полезно! Знакомиться с разыми текстурами, по-разному брать в руку горошину, или рисовое зернышко, размусолить банан в руках … Пока вы гневно думаете, как все это прибрать, у вашего любимого малыша происходит революция в голове! Взрыв от нового познания! Так что не будем лишать детей этих радостей.
Еще одна фишка - магниты. У нас все началось банально с клипсы от шторы. Это такие два круглых декоративных магнита на веревочке. Маленькому ребенку будет тяжело их разъединить, хотя они бывают разные; вообще подойдут любые магниты, главное чтобы не мелкие. Ясное дело, что мы тут не физические особенности процесса изучаем, это все позже. Сейчас, только лишь соединяя-разъединяя магнитики, мы тренируем пальчики.
Хорошо тренируются пальчики и в открывании закрывании разных коробочек, баночек, матрешек, замочков (на сумках, косметичках, кошельках), шкатулок и пр. Хорошо, если после долгих усилий в открытой емкости окажется сюрприз. Можно и совсем просто - завернуть игрушку (или что-то съедобное) в красивую шуршащую бумагу, причем сначала в одну, потом в другую. Только не перестарайтесь, а то разгневанное чадо будет швырять неподдающийся «подарок» подальше от глаз своих.
Для деятельных родителей (и имеющих балкон со старыми вещами) предлагаю такую идею - на лист фанеры прикрутить выключатель, старую дверную цепочку (помните, такие, которые не дают входной двери раскрыться), застежки какие-нибудь, можно звонок с кнопкой и много всего, что придет в голову. Это вызовет восторг у вашего ребенка, ведь это все предметы из мира взрослых! Главное сами «играйте» с этим чудом техники, иначе интерес ребенка быстро ослабнет.
Все слышали о Марии Монтессори; в каждом районе есть детские сады или развивающие центры основанные на её методике. Но далеко не все понимают, какое именно открытие стоит за этой методикой. А все очень просто - самое главное для развития ребенка - это развивающая среда! То есть тяга к познанию заложена в каждом малыше, механизмы работают, нужно только аккуратно помогать своим детям. Не нужно навязывать игру, нужно показать (играя самой) и, если ребенок заинтересуется, увлечь и его. Да, да! Хотите, чтобы сын или дочка рисовали пальчиковыми красками - садитесь и рисуйте с мужем вечерами! Увидите, дитя тоже захочет приобщиться. Ребенок должен быть заинтересован и проявлять свое любопытство. Тогда родителям останется только помогать осваивать новые игры или способы взаимодействия с предметами. Недаром я упоминала про пуговицы и шнурки, в недавнем прошлом это было частью среды, т.е. ребенку необходимо было научиться это делать, это было частью его жизни. А сегодня, когда мир спешит облегчить жизнь всем, и взрослым и детям, развивающая среда становится другой. Но в ней есть все, что нужно для развития. НЕ нужно быть супер изобретательным, чтоб придумывать игры своим детям, обычно все под рукой, остается только увидеть все эти предметы глазами ребенка.

Юлия Большакова

игры, мнение эксперта

Previous post Next post
Up