![](http://cs306904.userapi.com/v306904324/1f51/qWmaGqW0I5A.jpg)
Совсем недавно я закончила читать одну книгу "Древние государства аравийского полуострова", и думала написать пост. Потом, наткнулась на интересную статью про народа "Саба" Думаю, лучше уже не напишешь. Опубликовала всем на назидание.
«В стране, где жил народ Саба, было знамение: два сада - с правой стороны и с левой стороны. (Им было повеление от Нас): «Питайтесь благами, что вам доставил ваш Господь и возносите Ему благодарность. У вас прекрасная страна и милосерден к вам Господь!» Они же отвратились, и тогда (прорвали Мы) плотину их, и против них потоп послали, и заменили их сады двумя другими, дающими лишь горькие плоды, и тамариск, и дикий низкорослый лотос» (Коран, 34: 15-16)
Сабейцы - представители одной из четырех крупнейших цивилизаций, когда-то населявших Южную Аравию. Мы уже упоминали о них в повествовании о народе 'Ад. Историки предполагают, что сабеяне заложили первые основы государственности в период между 1000 и 750 гг. до н.э., распад же империи наступил около 550 гг. н.э. в результате разрушительных нашествий персов и арабов.
Относительно даты основания Сабейского царства нет единого мнения, ибо первые официальные записи сабеян датируются 600-ми годам до н.э. Более древними упоминаниями о государстве сабеян историки пока не располагают.
Первые упоминаниях о народе Саба встречаются в военных летописях ассирийского царя Саргона II (годы правления 722-705 гг. до н.э.). Описывая подналожные ему государства, Саргон упоминает и о Савском правителе Йис-и Амаре. Эта историческая запись считается самым древним письменным источником, повествующим о древнем государстве Саба.
Однако будет ошибочно полагать, что зарождение культуры сабеян состоялось именно в 700 году до н.э.. Не исключено, что Сабейское государство берет свое начало еще до упоминания о нем в древних рукописях. По всей вероятности, история народа уходит в более глубокие времена.
Так, например, в записях одного из последних правителей Урского царства Арад-Наннара встречается слово «Сабум», что, по мнению ученых, означает «страна сабеян». 39 Если историки не ошиблись в этом предположении, то история Сабы восходит к 2500-м годам до н. э.
Исторические документы, повествующие о сабеянах, по уровню развития и благосостояния ставят их наряду с финикийцами, чье государство отличалось высокоразвитой торговлей.
Ряд крупнейших торговых путей Северной Аравии находились под контролем финикийцев, а торговцы Сабы должны было получать разрешение или платить налог за провоз товаров через Северную Аравию в Средиземноморье и Газу новому правителю этих мест ассирийскому царю Саргону II. В анналы же ассирийцев сабеяне вошли с того момента, как начали регулярно платить дать их правителям.
Цивилизация народа Сабы известна в истории высоким уровнем развития. В письменах сабейских правителей преобладают такие слова, как «строительство», «пожертвования», «торговля».
Пожалуй, наиболее ярким примером уровня развития народа Сабы может служить Марибская плотина, являющаяся одним из технологических достижений даже на современном уровне. Сабейцы обладали и мощным военным аппаратом: армия Сабы была одним из ключевых факторов, обеспечивавших территориальную целостность и процветание государства, защиту от внешних угроз на протяжении долгого времени.
Сабейское царство обладало одной из сильнейших армий, благодаря которой правители Сабы вели политику экспансии земель и народов. Так, Саба захватила земли древнего Катабанского царства; овладела частью земель на Африканском материке.
В 24 году до н. э. Сабейская армия нанесла поражение войску под предводительством Марка Элия Галла - египетского наместника самого высокоразвитого и мощного государства того времени - Римской империи в городе Мариб.
Саба производила впечатление сильной державы, проводящей умеренную политику, но при необходимости использующей и силовое вмешательство. В эпоху расцвета Сабейское царство со своей развитой культурой и военной мощью считалось одной из сверхдержав того времени, в полном смысле этого слова.
В Коране Всевышний Аллах упоминает об особенностях и мощи армии сабеян. Слова военачальников Сабы полны гордыни и уверенности в безграничности своей силы. Вот что говорят они своей правительнице (царице):
«Наша сила велика, и обладаем мы великой мощью, но власть ведь - у тебя в руках, - тебе решать, какой приказ ты нам отдашь» (Коран, 27: 33)
Столицей Сабейского царства был город Ма’риб, процветавший благодаря выгодному географическому положению. Он располагался близ реки Адхана. Место впадения этой реки в Джабаль-Балак было весьма благоприятным для строительства плотины.
Воспользовавшись этим, сабеяне еще в пору рассвета своей цивилизации возвели здесь плотину и начали развивать поливное земледелие, обеспечившее государству и его жителям очень высокий уровень благосостояния. Ма’риб когда-то славился как один из богатейших городов древнего мира.
Древнеримский историк Плиний, путешествовавший в этих местах, восхвалял здешний край в своей книге «Естественная история», поражаясь его обильной зелени. 40
По описаниям историков древности Марибская плотина представляла собой сооружение высотой в 16, шириной в 60 и длиной в 620 метров. Общая площадь орошаемых плотиной земель составляла около 9600 гектаров, 5300 из которых входили в южную долину, а оставшаяся часть приходилась на северную. В каменных письменах Сабейского царства эти земли упоминались как «Ма’риб и две долины». 41
Так, упоминание Корана «два сада справа и слева» (Коран, 34: 15-16) указывает на роскошные сады и виноградники, произраставшие в долинах. Благодаря плотине и оросительным сооружениям этот район считался самой плодородной частью Южного Йемена. Французский историк и археолог Дж.
Холеви и австриец Гласер, изучив древние рукописи, составленные на химерском наречии, доказали, что Марибская плотина существовала с давних пор. Клинописи упоминали, что плодородие земель страны объяснялось наличием плотины.
В V и VI веках н. э. плотина претерпела крупномасштабные изменения и реконструкцию, однако эти изменения не смогли предотвратить разрушение плотины в 542 году, что привело к «разливу плотины» (Коран, 34:16) и повлекло за собой значительный ущерб плодородию земель.
Сады, виноградники, поля - словом, все, что веками возделывали сабеяне, было затоплено. Разрушение плотины вызвало резкий упадок экономической мощи Сабейского царства и стало началом конца одного из богатейших государств древности.
Разлив плотины
При изучении аятов Корана в свете приведенных выше исторических фактов мы сталкиваемся с очевидной истиной: археологические данные и исторические факты подтверждают истинность откровений Корана.
Как сообщается нам в аяте, народ, не прислушавшийся к предупреждениям посланного к ним Пророка и оказавшийся неблагодарным своему Господу за вверенные ему блага, в конце концов, был наказан уничтожительным наводнением. Вот как описывается это в Коране:
«В стране, где жил народ Саба, было знамение: два сада - с правой стороны и с левой стороны. (Им было повеление от Нас): «Питайтесь благами, что вам доставил ваш Господь и возносите Ему благодарность. У вас прекрасная страна и милосерден к вам Господь!» Они же отвратились, и тогда (прорвали Мы) плотину их, и против них потоп послали, и заменили их сады двумя другими, дающими лишь горькие плоды, и тамариск, и дикий низкорослый лотос. Так мы воздали им за то, что были они неблагодарны. Ужель Мы воздаем кому-нибудь, кроме неблагодарных?» (Коран, 34:15-17)
В Коране упоминается, что народ Сабы жил в щедром и благодатном крае, утопающем в зелени садов и поражающем своей красотой. Сабейское царство с высоким уровнем благосостояния, обусловленным также и обилием пересекающих страну торговых путей, было в свое время одним из известнейших городов древнего мира.
Народу Сабы, живущему в стране со столь благоприятными условиями, следовало, как сказано в аяте, «питаться уделом их Господа и благодарить Его» (Коран, 34:15).
Увы, сабеяне посчитали себя творцами своего благосостояния и абсолютными хозяевами жизни. Избрали высокомерие вместо благодарности и «уклонились» от Всевышнего, но не долго творили они беззаконие, ибо благополучие и изобилие, которое они считали своими заслугами, вскоре прекратилось и, как повествуется в Коране, «разлив плотины» сравнял страну с землей.
Упоминаемое Всевышним в Коране в словосочетании «сайль-уль Арим», слово «арим» является производным от «аримен», используемого в южно-арабском наречии и означающего «заграждение», «плотина».
Слово «арим», используемое в аяте в выражении «сейль уль-арим», происходит от слова «аримен», которое означает «водохранилище, плотина» и употребляется в южном диалекте арабского языка. На руинах, найденных в результате раскопок в Йемене, это слово очень часто используется в этом значении.
Так, например, правитель Йемена Абраха в летописи, составленной в 542-543 годах н.э, которую он приказал составить после ремонта большой Марибской плотины, это слово вновь употребляется в значении «водохранилище, плотина».
В таком случае выражение «сейль уль-арим» означает «наводнение, произошедшее в результате разрушения плотины». «...и Мы наказали их разрывом плотины и взамен двух [прежних] садов дали два [новых], с горькими плодами, тамариском да лотосами кое-где». (Коран,34:16) Иными словами, страна пришла в упадок в результате наводнения, произошедшего вследствие разрушения плотины.
Были разрушены каналы, которые сабеяне провели среди гор, возведя плотины, нарушилась вся оросительная система.
В итоге страна, что «была, словно сад», превратилась в болотистую местность с зарослями дикой травы, где не осталось ничего съестного, кроме мелких плодов карликовых деревьев.
Автор книги «И все же Библия оказалась права» («Und die Bibel hat doch recht»), археолог Вернер Келлер констатирует, что наводнение произошло в соответствии с описаниями Корана: «Факт существования когда-то такой плотины, ее разрушения и, как следствие, уничтожительных последствий для целого государства, несомненно, подтверждает, что упомянутые в Коране события «с обладателями садов» в действительности имели место». 43
После наводнения плодородные земли этого района стали постепенно превращаться в пустыню, а с исчезновением плодородия сабеяне лишились и главного источника дохода. Кара Аллаха свершилась для народа, не ответившего призыву его Господа раскаяться в гордыне, уверовать и возносить хвалу и благодарность Создателю.
Серьезный ущерб сельскому хозяйству, нанесенный наводнением, привел страну в состояние полной разрухи. Люди стали покидать свои жилища и переселяться на север Аравии, в Мекку и Сирию. 44
Так как описанное событие произошло уже после ниспослания Всевышним Создателем Торы, упоминания о нем есть лишь в Священном Коране.
Мариб, когда-то населяемый народом Сабы, сейчас являет собой безлюдные руины среди пустыни, как назидание тем, кто повторяет тот же грех, что совершали сабеяне. Саба - не единственный пример в своем роде. В суре «Пещера» Священного Корана приводится притча о двух обладателях садов. Сад одного из них - роскошный и плодородный.
Такой же, как и у сабеян. И грех он свершает тот же - забвение о Боге и неблагодарность Ему, уклонение от повелений Бога. Человек пытается присвоить себе то, что даровано ему милостью Всевышнего:
Хозяин сада получил обильные плоды и в разговоре другу своему сказал: «Тебя богаче я имуществом своим и сыновьями больше славен». И горделиво он вошел в свой сад, обидев собственную душу, и сказал: «Не думаю я, что все это пропасть может когда-либо, и я не думаю, что будет Судный День. Но если же к Богу моему я буду возвращен, уверен, я взамен найду там лучшее, чем эта жизнь».
Но друг его с ним в разговоре отвечал: «Ужель не веруешь в Того, кто сотворил тебя из праха, потом из капли, а потом и выровнял и соразмерил человеком? И что касается меня: я в равные Творцу никого не призываю. И что ж тебе не говорить, входя в свой сад:
«На все Господня воля! И лишь с Аллахом мощь моя!», если видишь ты меня бедней себя деньгами и детьми, то быть может, мой Господь мне (завтра) даст получше, чем твой сад, ну а на твой - пошлет несчастье с неба, и обратится он в бесплодный голый холм. Или уйдут под землю его воды, и ты их не сумеешь отыскать». (Коран, 18: 34-36)
И вот случилось бедствие, погибли все его плоды, а он стоял, ломая себе руки, горюя оттого, что он в него вложил, а ныне он стоял до основанья разоренный; И говорил он: «Горе мне! О, если б только Бога моего я никогда не забывал!» И не было таких, кто оказал бы ему помощь против Бога, и сам он справиться (с бедой) не мог. Лишь у Аллаха, истинного Бога, ищи защиты и спасения себе! Нет никого лучше Него в даянии наград и лучшего исхода» (Коран, 18: 42-43)
Как становится ясно из аятов Корана, грех богатого владельца сада заключался не в отрицании существования Аллаха, как раз наоборот, он заявляет, что если он «будет возвращен к Господу», то ему будет дано лучшее.
А свое богатство и благополучие он считал лишь собственным успехом, благодарить за которое он никого не обязан, тем самым, превознеся себя в гордыне и поставив себя выше Бога.
Но ведь это и есть тяжелейший грех ширка, придания равных Богу!
Тщеславие и присвоение себе того, что целиком принадлежит Аллаху, и дано тебе только из Его милости, дабы помнил ты и благодарил Всевышнего, считать себя кем-то избранным, самоуверенно полагая, что Аллах в любом случае заступится, и, таким образом, позабыть о трепете, боязни и благоговении перед Создателем - тяжелейшие из грехов человеческих.
Так было и с народом Сабы, постигшая их кара была уроком для них и назиданием для будущих царств: вся страна была разорена до основания, дабы осознал человек, что он - не хозяин своего богатства и имущества, а лишь его временный пользователь и за каждый миг дарованной жизни и дарованного блага он должен благодарить Всевышнего Творца, и не позволять гордыне и тщеславию туманить свой разум и совесть
http://www.gibelnarodov.ru/sebe.html#top