Вдогонку к рассказу про Пестронога

Dec 12, 2024 22:39

Эту историю в подробностях разобрал еще в 1909 году Ватанабэ Кайкёку 渡辺海旭 (1872-1933) в «Журнале общества палийских текстов»: Watanabe, Kaikyoku (1909) “The Story of Kalmāṣapāda and its Evolution in Indian Literature (A Study in the Mahābhārata and the Jātaka)”, Journal of the Pali Text Society, Vol. VI, рр. 236-310. По сути это небольшая книжка, как многие тогдашние журнальные статьи. Ватанабэ - человек из того же времени и круга, что Судзуки Дайсэцу, но принадлежал он не к традиции дзэн, а к школе Чистой земли, Дзё:до. Помимо буддийского образования он получил и европейское, в университете Кайзера Вильгельма, а когда вернулся в Японию, много занимался созданием рабочих объединений взаимопомощи и «народных домов» по немецкому образцу. Об этой его деятельности у нас пишет М.Р. Бушуева. Знатоком буддийской словесности был исключительным, работал вместе с Такакусу Дзюндзиро: над новым изданием канона годов Тайсё:, которым до сих пор пользуются все, кто занимается японским буддизмом.


Ватанабэ Кайкёку
Дальше всё очень мрачно.
Ватанабэ в статье составляет список всевозможных версий истории про Пестронога, Кальмашападу - санскритских, палийских, китайских, тибетских, - сравнивает их и пытается разобраться, какие есть объяснения странному имени Пестронога и его злодейским поступкам. Все версии пересказывать не будем, только некоторые.
Одни говорят, что дело было так: некий царь попробовал человечины, понравилось, он велел повару готовить блюда из нее, подданные возмутились и изгнали его. Царь жил в глухих местах, ловил людей и жрал; то ли при жизни, то ли уже в следующем рождении стал крылатым демоном и дал обет лесному древесному божеству: принесу тебе в жертву сто царей, а ты помоги мне вернуть моё царство. Девяносто девять царей он поймал, а последний, Шрутасома, отпросился ненадолго, чтобы не нарушать слова, - и дальше всё было, как в японской книге про «Три Сокровища». Кое-кто добавляет, что спасенные цари не разошлись по своим царствам, а остались жить у Шрутасомы, и он для них выстроил дворцы, отчего место то называется Раджагриха, Обитель царей.
Другие рассказывают, что Пестроног вообще людоедом не был, а жертву собирался принести в честь восшествия на престол. И царей, возможно, было не 99, а 999. Шрутасома в новом рождении станет Буддой Шакьямуни - а кем же в то время станет Пестроног? Нетрудно ответить: Ангулималой, который всем встречным отрезал пальцы.
Третьи уточняют: Пестроног и вправду жил в лесу, куда его изгнали за людоедство, но виноват во всем был повар: царь любил есть мясо, и повар однажды мяса раздобыть не сумел и приготовил кушанье из человечины, а ее раздобыл на кладбище (или, может быть, взял кем-то брошенного младенца). Царь пристрастился, и уже в изгнании однажды поймал и съел самого повара - так ему и надо. Не всегда жертвы бывали покорны, кое-кто сопротивлялся, и однажды Пестроног был ранен. Обет насчет ста царей он дал, чтобы излечиться от раны. Божество жило в огромном дереве баньяне; оно сказало, что без Шрутасомы исцелиться не получится. По этой версии, Кальмашапада и Шрутасома были друзьями детства, и старый друг Пестронога в итоге спас.
Еще один ход встречается в нескольких версиях: вот Шрутасома просит, чтобы Пестроног его отпустил, возвращается домой, дает ту самую милостыню, которую обещал брахману, - а брахман ему за это читает стихи о непостоянстве, страдании, пустоте, отсутствии самости; так учили будды допрежних времён, так позже будет учить и сам Шрутасома, когда станет Буддой. И когда он возвращается к Пестроногу, то повторяет ему эти стихи, и они-то приводят Пестронога к перемене помыслов.
А порой эту историю рассказывают так, что она получается не про правдивость, а про отказ от мяса. Кальмашападу на самом деле звали Симха-Саудаса, или просто Саудаса (сын Судасы), а Пестроногом величали потому, что он рожден был львицей от царя-охотника, и ноги у него были, как львиные лапы. Царевич-полулев, понятно, обходиться без мяса не мог, повар его однажды накормил человечиной, ему понравилось… Его хотели убить придворные, он взмолился к богам, чтобы ему даны были крылья, и улетел. А богам обещал принести в жертву сто царей. Сотым был Шрутасома, он обратил Саудасу к ненасилию, тот вернулся, стал править в своем царстве и запретил подданным есть мясо.
Герой по имени Саудаса, он же Кальмашапада, есть не только в буддийских книгах, но и в Пуранах и Махабхарате, там он становится людоедом из-за проклятия брахмана. В какой-то мере та его история буддистам была знакома, восходит она к глубокой древности, к Ведам, а потом ее пересказывали множество раз, и видимо, буддисты и индуисты какие-то подробности заимствовали друг у друга. В череде бед Саудасы не обошлось без женщины - и в дальневосточном изводе считается, что он пал жертвой лисьих чар, об этом мы однажды рассказывали.

Индия, поучительные истории, Тайсё

Previous post Next post
Up