У Киплинга речь идет о другой буддийской картине - «Колесе становления», Бхавачакре (она же называется «Колесом рождений и смертей», «Колесом страданий», «Колесом времени»). Её вариантов много, индийских и особенно тибетских, но схема в общем одна и та же, весьма симметричная. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c5/Tibetan_chakra.jpg На ней в середине три главных порока - в виде курицы, змеи и свиньи. Следующее кольцо чем-то похоже на «склон возрастов» на нашей мандале из Кумано. Тоже человеческие фигурки гуськом друг за другом, полкруга на светлом фоне и полкруга на темном. Но тут это не возрасты, а ступени совершенствования (светлые) или падения (темные). Следующий круг делится на шесть частей, опять-таки похоже на нашу мандалу: тут шесть (а не десять, как у нас) миров перерождения, включая «ад» и «небеса», как сказано у Киплинга. И внешний круг - двенадцать звеньев причинно-следственной связи, приводящей от неведения к рождению, старению и смерти. И всё это колесо держит Махакала, бог Великого Времени. Всё вместе это - наглядное объяснение того, как и почему происходят перерождения. В Японии картина с «Колесом становления» популярна не была. В отдельных деталях сходство между Бхавачакрой и японскими мандалами есть, но построение картин разное. Что до мандалы из Кумано, то ее главное отличие, наверное, в том, что на ней прямо нарисованы пути спасения и помощники на этих путях. А на Бхавачакре спасителей обычно нет, спасительна сама картина (точнее, то знание, которое этой схемой изображают). Впрочем, вот на этой Бхавачакре спасители есть, каждый стоит в том мире, в котором он помогает: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/27/Bhavacakra.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c5/Tibetan_chakra.jpg
На ней в середине три главных порока - в виде курицы, змеи и свиньи. Следующее кольцо чем-то похоже на «склон возрастов» на нашей мандале из Кумано. Тоже человеческие фигурки гуськом друг за другом, полкруга на светлом фоне и полкруга на темном. Но тут это не возрасты, а ступени совершенствования (светлые) или падения (темные). Следующий круг делится на шесть частей, опять-таки похоже на нашу мандалу: тут шесть (а не десять, как у нас) миров перерождения, включая «ад» и «небеса», как сказано у Киплинга. И внешний круг - двенадцать звеньев причинно-следственной связи, приводящей от неведения к рождению, старению и смерти. И всё это колесо держит Махакала, бог Великого Времени. Всё вместе это - наглядное объяснение того, как и почему происходят перерождения.
В Японии картина с «Колесом становления» популярна не была. В отдельных деталях сходство между Бхавачакрой и японскими мандалами есть, но построение картин разное. Что до мандалы из Кумано, то ее главное отличие, наверное, в том, что на ней прямо нарисованы пути спасения и помощники на этих путях. А на Бхавачакре спасителей обычно нет, спасительна сама картина (точнее, то знание, которое этой схемой изображают).
Впрочем, вот на этой Бхавачакре спасители есть, каждый стоит в том мире, в котором он помогает:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/27/Bhavacakra.jpg
Reply
Reply
Leave a comment