Есть такой поджанр корейских исторических (точнее, псевдоисторических) фильмов и сериалов, который называют по-разному, но мы предпочитаем название «Однажды в Чосоне» или «При ване Дуконе» (т.е. «царе Горохе»). В них действие происходит в старой Корее, но нет никаких именных исторических лиц, они не привязаны обычно к определённым датам и царствованиям, а лишь к пятисотлетним декорациям королевства Чосон, и события в них полностью или почти полностью вымышленные, а то и относятся к «альтернативной истории». Иногда можно определить время действия с точностью до столетия, но остальные условия сохраняются.
(Наверное, такие картины есть и про более ранние времена, но нам не попадались - в фильмы и сериалы про древность стараются хоть пару имён из летописей вставить - даже в «Царевне Супэкхян» они мелькают.)
Среди таких фильмов и сериалов есть очень хорошие, чаще всего про узнаваемо поздний Чосон, XVIII-XIX века, - например, полнометражки «Королевский портной», или «
Запретный предмет», или прекрасный сериал «Дуэт». Есть полностью «сказочные», вроде «Правителя в маске» или многих «страшных историй». Есть самый раздражающий нас случай: когда сериал начинается как вполне исторический, с реальными персонажами и точными датами, с отражением известных событий - а с какого-то момента вдруг начинается откровенная «альтернативка» (таков «Свет луны, очерченный облаком», он же «Любовь в лунном свете», да и отличный «
Кванхэ» в последней серии внезапно преподносит такой сюрприз). Не обязательный, но довольно частый вариант - когда параллельно идут «лирическая комедия» и «политический детектив» с более или менее густыми намёками на современность. Вот два таких сериала мы и хотим сравнить.
Один из них - тот самый «Свет луны…» 2016 года, имевший большой успех. А уже в этом году только что вышел его полудвойник - «Новичок-историк Гу Хэ Рён». Оба сериала с прекрасными артистами, в «Свете луны…» в главной роли Ким Юджон (кажется, это её первая «взрослая» роль), в «Новичке-историке…» - Син Сэгён (главная героиня в «Шести летящих драконах»), молодых героев-мужчин играют вполне добротно звёзды эстрады, взрослые актёры второго ряда - почти сплошь знаменитости.
Вверху - «Свет луны…», внизу - «Новичок-историк…», главные герои
Сюжеты при этом очень похожи. Дата, пусть и не названная прямо, но вполне чёткая, присутствует в обоих сериалах - это 1830 год. На престоле - Слабый Король, которым управляет Злой Министр. Имеется положительный Прекрасный Принц, который задыхается в тяжёлой атмосфере дворцовых интриг и с помощью Верного Евнуха периодически выбирается в город. Там он знакомится с Лихой Девицей из мятежной семьи, которая с ним, неузнанным, ведёт себя прямо и неуважительно и даже использует Прекрасного Принца в своих мошенничествах. Далее обстоятельства складываются так, что девушка попадает во дворец на небольшую должность, между нею и принцем начинается любовь, вместе они раскрывают тайны не очень давнего прошлого и одолевают козни Злого Министра и его приспешников, причём на их стороне оказывается благородный Отпрыск Не в Отца - сын (в другом случае внук) того самого злодея. Присутствует также невеста принца и т.д.
Злые министры и их отпрыски. Слева - «Свет…», справа - «Новичок…»
Главная разница - это то, что «Свет луны…» до середины развивается как честная историко-романтическая драма: Слабый Король - это Сунджо, Прекрасный Принц - Хёмён, прославившийся как даровитый композитор и добрый малый, злодеи - андонские Кимы и так далее. Но примерно с середины все признаки историчности отбрасываются: Прекрасный Принц не должен умереть, а должен стать хорошим королём, а настоящий Хёмён, увы, как раз в этом 1830 году и умер. Поэтому после сцены, когда героиня внезапно пересказывает принцу сказку Андерсена, всё меняется: дальше мы видим словно бы не «то, что произошло», а «то, что придумала героиня», большая сочинительница и любительница счастливых концов. (И в следующих сериях появляется титр-предуведомление о том, что «все персонажи и события вымышлены»…) В итоге те, кто умер, остаются в живых, и даже один из оговоренных в начале и сюжетно важных покойников (тоже историческая личность, Хон Гённэ, «корейский Пугачёв» и по совместительству отец героини) оказывается жив и здоров. «Висячих концов», однако, остаётся много, любые признаки убедительности идут прахом, тем более что прямых оговорок «а вот с этого момента идёт история, придуманная героиней» нет. И хотя Ким Юджон хороша, как всегда, а история получилась смешной и трогательной, но в целом сериал нас несколько разочаровал.
«Свет луны…»
В «Новичке-историке…» предупреждение о вымышленности всех персонажей и событий идёт с первой же серии, короли и министры - не тёзки реальных лиц, а главное событие в самом начале даёт понять, что перед нами именно откровенная альтернативка. Едва ли не крупнейшим достижением Чосона была его историография: с самого начала правления династии Ли во дворце, в столице и в провинциях велись дотошнейшие подённые записи обо всём-всём-всём, и большая часть их сохранилась (хотя издано ещё далеко не всё) - что, кстати, впоследствии весьма способствовало расцвету исторических романов и фильмов. Занимались этим особые «историографические канцелярии», а поскольку властям запрещалось на только редактировать, но даже просто просматривать текущие записи, историки сплошь и рядом оказывались «неподцензурными». Исключения, конечно, были (тираны-государи вроде Ёнсан-гуна или Инджо в недавние летописи ещё как заглядывали, да и самоцензуру летописцев никто не отменял - головы их летели реже, чем у других придворных, но всё же достаточно часто), но в целом корейцам есть чем гордиться - таких полных и точных хроник в других странах не было по меньшей мере до развития газет. И уважение к этим записям до сих пор в Корее высочайшее: если что-то зафиксировано в чосонских летописях, это точно было, если что-то туда не попало - в это верить нежелательно, даже если такой факт отмечен в официальных источниках других держав. Это едва ли не единственный пафос сериала - «наша великая историография»!
Ну так вот, историографы были казёнными чиновниками и, разумеется, исключительно мужчинами. А «Новичок-историк…» начинается с того, что учреждаются должности женщин-историков (это Злой Министр затеял, чтобы иметь соглядатаев на женской половине дворца - поскольку главный его враг это вдовствующая королева, мачеха Слабого Короля). И именно одну из этих должностей и занимает Лихая Девица. (Ничего, в «Свете луны…» героиня вообще евнухом прикидывалась…) И историком оказывается отменным - честным, умным и при этом не фанатиком традиций: «Человеческая жизнь важнее книги исторических записей». Вокруг этой её работы и нанизываются все события - причём исключительно стройно и логично. Сразу видно, что сценарий не переписывался по ходу дела, как в «Свете луны…», а был расчислен с самого начала.
«Новичок-историк…»: вторая героиня и главный историк
Отсылок на дораму-предшественницу при этом много, и даются они тоже в первых же сценах. В «Свете луны…» героиня пересказывает «Русалочку» Андерсена (безо всяких объяснений, откуда она взяла эту историю) - «Новичок-историк…» начинается с того, что героиня, пока ещё подрабатывающая чтицей для богатых дам, читает им свежий перевод (или пересказ) на корейский «Страданий юного Вертера». Конечно, ничего хорошего из этого не получается (хотя сцена очень смешная) - зато вводится один из основных сюжетных мотивов: проникновения в Чосон западной культуры. (Потом и медики европейской выучки появятся, и христиане, и даже лично - таинственный француз, весьма забавный и трогательный.) А следующая сцена, когда принц устраивает судьбу молодого евнуха и фрейлины - вообще почти в точности взята из «Лунного света…» (хотя там и героиня в этом участвовала), только с одной важной разницей: Хёмён этим занимался из искреннего человеколюбия и под влиянием собственной любви к девушке, переодетой евнухом, а здешний Прекрасный Принц - из соображений своекорыстно-творческих: он тайно сочиняет (и издаёт!) любовные романы и собирает соответствующий материал. И так далее: например, когда принц таки влюбляется в героиню и начинает видеть её образ в каждом встречном, она, конечно, и в наряде евнуха перед ним предстаёт…
В пересказе звучит всё это достаточно глупо, но линия «лирической комедии» правда получилась по-настоящему смешной. И неожиданностью для нас стали комические (и даже фарсовые) дарования Син Сэгён - мы привыкли к ней в серьёзных ролях. Вот любовная игра вышла менее задорной и убедительной, чем в «Свете луны…» - но тоже не без оснований. Героиня «Света…» - совсем девчонка (по сюжету ей 18 лет, а артистке было и вовсе 16, на которые в итоге персонаж и выглядит), её принц старше и внушительнее. А здесь Гу Хэрён все 26, она по чосонским меркам безусловная старая дева, Прекрасный же Принц на семь лет её моложе, и смотрится совсем мальчишкой. Ей с ним нравится, она его ценит, она с ним дружит - но в любовную страсть не очень верится. Впрочем, всё «исторически обоснованно»: если вспомнить другие знаменитые пары из чосонской истории, то королева Юн была старше влюблённого в неё государя на десять лет, ещё более знаменитая Чан Окчон - примерно настолько же… Во многих дорамах их омолаживают - здесь эта разница в годах обыгрывается.
«Новичок-историк…»
Конечно, параллельно в двух дорамах далеко не всё: очень характерно наследник Хёмён из «Света луны…» в «Историке-новичке…» раздвоился на наследника и младшего (собственно Прекрасного) принца, каждый со своим характером, своими проблемами и своей девушкой.
Та часть сериала, которая «политический детектив», построена безупречно: сведения и улики выдаются постепенно и с точным расчётом, загадка разгадываются неторопливо и достоверно, а поскольку «историческими данными» хроник автор сценария не связан, то всё получается очень стройно, не как в хрониках Шекспира, а как в его трагедиях или комедиях. И очень хорошо и плавно сделан переход от откровенного балагана в начале к серьёзности последней трети сюжета. При этом продолжается игра двусмысленностей: главный пафос-то - вокруг «нашей великой историографии, точной, как нигде в мире», а сюжет демонстративно неисторичен.
В общем, смотреть «Новичка-историка…» никак не менее приятно, чем «Свет луны…», но заметно интереснее за счёт стройности сценария. Это и актёрам помогает: например, в обеих дорамах важные роли играет замечательная Ким Ёджин (наставница в медицине «Великой Чан Гым», дама Кэши из «Великолепной политики» и так далее). В «Свете луны…» она - мать героини, как всегда исполняет роль добросовестно и живо, но не более того, персонаж совершенно однозначный и довольно однообразный; в «Новичке-историке…» её вдовствующая королева даёт артистке проявить весь размах, со всеми страстями, личными и политическими, и следить за этой несчастной, любящей и безжалостной женщиной порою увлекательнее, чем за главными героями.
Ким Ёджин в обеих дорамах
И столь же убедительно глава историографической канцелярии (его играет Хё Джундо, мелькавший в последней экранизации истории Хон Гильдона) из шута горохового вырастает в личность почти героическую и из ненавистного начальника превращается в любимого… Словно смотришь исправленный вариант «Света луны…», где все характеры куда проще и статичнее. Хотя в Корее успех эта дорама имела несравненно меньший, чем «Свет…»
В общем, «Новичок-историк…» получился увлекательным - при полной неисторичности. Условности не скрываются - чиновники высшего и низшего рангов хотят с одинаковыми «погонами» (точнее, квадратными эмблемами на форменных халатах), уставные пояса на чиновниках и евнухах болтаются, как и положено, а на героинях сидят как влитые на стройных талиях, подённые записи ведутся «шариковыми кистями», которые макать в тушь не требуется. А затягивает.
И в заключение - мой любимый кадр. В историографической канцелярии в стене сделана ниша-полка замысловатой форме с отделениями, по которым разложены текущие свитки.
Полка эта сделана в форме карты Кореи, а отделения - по тогдашним провинциям, вплоть до острова Чеджу отдельно, свитки раскладываются в соответствии с их географической принадлежностью. Очередной откровенный анахронизм - но почему-то вспоминать «Новичка-историка…» у меня получается начиная именно с этой полочки…