В этом году вышел - и уже переведён - очень хороший корейский исторический (или, если угодно, криптоисторический) сериал «Кванхэ: человек, который стал королём», он же «Коронованный шут» (왕이 된 남자). Это редкий случай, когда разворачивание в сериал полнометражного фильма 2012 года (который назывался по-корейски так же, а на Западе и у нас известен под названием «Маскарад», он тоже был отличный) оказалось удачным. (Ну, если не считать последней серии или даже полусерии, где явно спешно переписали сценарий по ходу дела.. Но эти последние сорок минут можно просто не смотреть и записаться на чаше с ядом - логики получится только больше, а история не станет внезапно настолько альтернативной.) Собственно, завязка «Маскарада», как признали режиссер и сценарист, была в своё время вдохновлена «Принцем и нищим» Марка Твена, но в остальном и фильм, и сериал вполне самостоятельны, и сюжет у них свой. Причём даже видевшие «Маскарад» могут убедиться, что в «Кванхэ» и сюжет в решающей точке резко меняется. Что кому больше нравится - полнометражный или сериальный вариант - это уже дело вкуса, играют актёры прекрасно и там, и там, сценарии крепкие (не считая оговоренной полусерии), снято красиво.
Слева - афиша полнометражки, в середине и справа - афиши сериала
Но вот что хотелось бы заметить. В сериале часто упоминается некий Киль Самбон, погибший лет за двадцать до начала действия оппозиционер, и действует целая группа его сторонников и приверженцев разных возрастов, полов и сословий. После гибели Киль Самбона часть из них скрывается, кто-то попал в рабство или постригся в монахи, а кое-кто сумел удержаться при дворе и продолжить карьеру. Имя «Киль Самбон» поминается как общеизвестное.
Соратники Киль Самбона из сериала..
Любопытно, однако, что такого человека, судя по всему, никогда не существовало. Однако выдумали его не сценаристы наших дней, а политики XVI века.
В этом веке учёное и чиновное сословие Кореи переживало потрясение за потрясением, и короли, пытаясь укрепить свою власть, казнили и резали грамотеев сотнями. Сами же эти грамотеи здорово помогали королям междоусобной грызнёю. После очередных гонений единая неоконфуцианская партия распалась на две фракции - Восточную и Западную, которые немедленно сцепились между собой. «Восточники» стали брать верх, к ним переметнулся один из «западников» по имени Чон Ёрип, выступивший и против своего бывшего вождя Ли И, и против покровительствовавшего последнему короля Сенджо. Чон ушёл в отставку, вернулся в родные места и создал там что-то среднее между третьей партией и тайным обществом - Великое Общество Равных, Тэдон. Принимали туда и дворян, и крестьян, и мужчин, и женщин (вещь небывалая в Чосоне!); они встречались ежемесячно, беседовали, учились кто грамоте, а кто конфуцианской премудрости - и, помимо того, упражнялись во владении оружием. Особо тайным это общество, собственно, и не было: официально это были силы самообороны по борьбе с японскими набегами, Тэдон в этом деле вполне сотрудничал с местными властями. В него входило много народу в южных провинциях. Наместник одной из этих провинций («западник») и сообщил в столицу, что Чон Ёрип готовит восстание. В 1589 году на Тэдон обрушились правительственные войска, кого перебили, кого схватили, Чон Ёрип с последними соратниками укрылся на маленьком островке и покончил с собою (или был убит, но официально объявили о самоубийстве), и это было понято как признание вины в мятежных умыслах. И каких! Говорили, что он призывал к всеобщему равенству, отмене сословий, прекращению наследственной монархии и выборности королей! Его дом обыскали - и то ли нашли там, то ли подкинули письма, подтверждающие все эти ужасные замыслы, обращённые, в частности, к самым влиятельным «восточникам»; стали допрашивать тэдонцев, а потом и всех членов Восточной партии подряд - кто-то молчал, кто-то отговаривался неведением, а кто-то под пытками (без пыток допросов по такому делу не было, конечно) подтверждал всё, что скажут… Мрачная история гибели Тэдона, конечно, тоже не раз попадала на экраны - в сериале «Лицо короля» она одна из сюжетообразующих, а в цикле средневековых ужастиков «Легенды родного города» одна из серий (отнюдь не худшая) целиком посвящена членам Тэдона, их убийцам и их призракам…
Чон Ёрип в «Лице короля» и в «Легендах…»
И вот первым призраком в этой традиции и стал Киль Самбон. Письма и свидетели подтверждали, что Чон Ёрип многим упоминал о некоем великом человеке, который круче его самого и вполне достоин был бы стать королём - уж всяко больше, чем ныне царствующий Сенджо. Конечно, следствию (которое возглавлял «западник» Чон Чхоль, величайший поэт своего времени, между прочим) было поручено установить, кто это такой. И тут началась путаница.
Само имя «Киль Самбон», несомненно, было вымышленным -всё-таки безумцем Чон Ёрип не был, чтобы подставлять какого-то могущественного союзника, называя его всем встречным и поперечным. Более того, имя «Самбон» было несомненной отсылкой к такому же псевдониму знаменитого конфуцианца Чон Доджона, одного из основателей Чосона, двумястами годами ранее сложившего свою голову в тщетных попытках ограничить королевскую власть. Стали допрашивать свидетелей: а каким Чон Ёрип описывал этого человека? И вот тут - тупик: все слышали разное: то ли молодой, то ли старый, то ли высокий, то ли низенький, то ли красавец, то ли изуродован боевыми шрамами…
Несколько «западников» подали донос: Киль Самбон - это не иначе как псевдоним Чо Ёнгёна, видного учёного из южных провинций и брата главы Восточной партии. Доказательство: когда Тэдон устраивал состязания по стрельбе из лука, этого Чо не только пригласили посмотреть, но и усадили на самое почётное место среди зрителей. Чо схватили, доставили на допрос - он всё отрицал; не только главный следователь, но даже сам король не верили, что Киль Самбон - это Чо. Но другого Киль Самбона так и не нашли, Чо очень вовремя умер под пытками, и за неимением лучшего «высокой особой, стоявшей за заговорщиками» был назначен он. Тем более что его брата тоже уже казнили со всей семьёй от восьми до восьмидесяти лет, поредевшая Восточная партия (погибло больше тысячи её членов, хотя Чон Чхоль, надо отдать ему должное, всячески старался ограничить казни) была расколота на Северную и Южную группировки (которые продолжали дробиться дальше) и перестала существовать, в стране все подозревали всех и доносили друг на друга… в общем, разобраться уже стало невозможно. Тем более что началась большая война с Японией, и установление личности Киль Самбона уже ни для кого не было главной проблемой. На этой войне покрыл себя славой Кванхэ, главный герой «Маскарада» и «Человека, который стал королём», позором - король Сенджо, и так далее, и так далее…
Так что очень вероятно, что никакого человека под именем или прозвищем «Киль Самбон» никогда не было - его выдумал Чон Ёрип, чтобы придать себе весу в глазах последователей. Но герои сериала не только не питают никаких сомнений в его существовании - многие из них знали Киль Самбона лично! И его призрачная фигура прекрасно вписывается в сюжет и атмосферу истории про подмену короля…