(Продолжение; начало см. по метке «
Китао Масаёси» )
Дальше из «Простого руководства к рисованию гор и вод» Китао Масаёси. Можно обратить внимание, как он подбирал все расхожие элементы пейзажей, чтобы пользователь наловчился изображать их и компоновать между собой: разные формы гор, леса из разных деревьев, разные водоёмы, мосты и здания, острова, даже лодочки и путники… По-своему «энциклопедический» подход, как и в других его «учебниках рисования».
Как одну и ту же гору изображать с разных точек зрения, в разную погоду и в разные времена года - и как вид при этом меняется:
Снова виды пошли дробиться - уже по три на разворот…
И по четыре маленьких:
Сново пара длинных пейзажей, чтоб не забылось, как это делается6
И под конец - совсем мелкие пташечки. Зато люди на них - уже не парой штрихов каждый, а вполне узнаваемо, даже можно понять, какие знаменитые стихи про эти места имеются в виду:
Вот такое «Руководство». А для сравнения - другой, маленький пейзажный альбомчик:
«Парчовая [то есть роскошная] книга видов Столицы» (絵本都の錦 , «Эхон мияко-но нисики»). Это ранняя работа Масаёси - 1787 года. Тут и формат побольше, и обложка попышнее, и картинки поярче.
Но к «учебникам рисования» мы ещё вернёмся - самый главный впереди!