(Продолжение; начало см. по метке «
Китао Масаёси» )
Гораздо больше, чем красавиц, театральных гравюр и прочего, у Китао Масаёси работ в трёх жанрах. Это пейзажи, «цветы и птицы» и наброски-манга (считается, что Хокусай в своей знаменитой «Манге» брал пример именно с него).
Вот - пейзажи из серии «Восемь видов края Ооми». Катада с традиционными журавлями в небе и Ябасэ с лодками:
Авадзу с крепостью и гора Хира:
Те же Авадзу и Хира в другом варианте:
Дождь в Карасаки и мост в Сэта:
А вот - из серии «дорожных зарисовок» 1800 года:
К этому времени Китао Масаёси уже нашёл себе идеальное место: в 1794 году он устроился придворным художником к владетелям княжества Цуяма, из знатнейшего рода Мацудайра (тогда-то он и стал именоваться Кувагата Кэсай, но мы уж во избежание путаницы будем называть его по-прежнему).
Замок Цуяма
Его главный покровитель, юный Мацудайра Ясухару, и его преемники обеспечили Масаёси самые удобные условия: художник не обязан был сидеть при замке или сопровождать господ в Эдо, а мог путешествовать или жить оседло где пожелает, только помечать на всех своих работах новое имя и место службы. Более того, князья вложились в новый замысел Китао Масаёси: издавать печатные сборники, книжки-картинки на разные темы, в том числе - «учебники рисования», такие «прописи для художников». И таких книжек на самые разные темы Масаёси за тридцать лет выпустил десятки.
Вот для примера - сборник в жанре «Цветы и птицы», под названием «Птицы с корабельного борта» (海舶来禽図彙, «Кайхаку райкин дзуи»). Имеются в виду заморские, редкие или невиданные в Японии птицы, которых привозили для любителей из Китая. Эту книжку Масаёси опубликовал ещё до поступления на службу - и, говорят, именно ею привлёк внимание будущего князя, тогда ещё маленького.
На первом и последнем развороте - собственно китайцы, якобы приславшие в нашу страну этих птиц. Некоторые из них, как можно заметить, срисованы с европейских гравюр, вместе с подписями:
А дальше - собственно птички:
А вот странички из уже более поздней книжки, «Зерцала Восточного края», со всякими достопримечательностями:
Это были книги яркие («парчёвые») и дорогие, а большинство у Масаёси - дешёвые, в один или два-три цвета, на тонкой просвечивающей бумаге. Вот как эти «Станции дороги То:кайдо:»
Зато тут - любимые им толпы обитателей, куда более живых, чем срисованные китайцы.
А самый знаменитый его «пейзаж» - это «Все достопримечательности Японии разом» 1805 года:
Другие его книжки - в том числе «учебники» и мангу - мы ещё покажем по отдельности. В них он тоже красуется тем, что может рисовать в любой манере - но и его собственный стиль там проявляется гораздо ярче.