Недавно мы писали про
Кабураги Киёкату и
его учеников. Сейчас попробует наоборот - сперва о двух учителях, а потом - об их общем ученике, Ко:но: Байрэе, жили они примерно на сотню лет раньше, чем Киёката и его младшие товарищи.
Первый наставник - Накадзима Райсё: (中島来章, 1796-1871), у него Байрэй учился ещё совсем мальчишкой. «Накадзима Райсё:» - это, конечно, псевдоним, как полагалось художнику, - самый известный, но далеко у него не единственный. На самом деле Райсё: происходил из рода очень знатного (Минамото!), но из захудалой ветви, из края Ооми, по некоторым данным - из Ооцу, славного
народными картинками. Учился в школе Маруяма (ветви Сидзё: 四条派), к которой его и причисляют, - его наставником был Маруяма О:дзуй, сын и преемник Маруямы О:кё, о котором мы
когда-то писали. Работал много, прославился в жанре «цветы и птицы», особенно, говорят, ему давались перепела и карпы, но ими он не ограничивался.
Иногда его «цветы и птицы» постепенно разрастались в полноценные пейзажи:
Ширм он расписывал много - в самом начале это тоже створки его ширмы «Волна». Вот ещё одна, всего в две створки и низенькая, для чайной церемонии:
А вот «полноценных» картин-свитков у него мало, вот самая известная - «Полнолуние»:
Жизнь он прожил трудолюбивую и спокойную, оставил много работ и много учеников. И дальше мы покажем не те его работы, которыми Райсё: гордился, а его гравюрную подёнщину - поздравительные листки-суримоно, вроде открытки: каллиграфический текст (часто стихотворный) и картинка, для подарков. Картинки иногда бывали довольно сложные и многофигурные:
Чаще - простенькие:
Или того скуднее:
Но иногда перед нами - целый сюжет. Вот чайная церемония, знаток разглядывает чашку:
Вот борцы сумо: готовятся к состязанию, помогают друг другу одеваться в «спортивную форму»:
Вот дети лепят снежную ба… в смысле, снежного Даруму:
Вот крестьянин промывает в бочке бататы:
А это Охитаки, «праздник зажигания огней» в холодном одиннадцатом месяце. Жгут досочки с молитвами, чтобы те дошли до богов, жрец подносит жертвенные еду и напитки, а миряне веселятся:
И так далее… Кстати, «картинки из Ооцу» тут иногда чувствуются. Хотя школа Маруяма, конечно, заметнее.
В общем-то, это была массовая сезонная продукция - вроде наших праздничных открыток. Но, сдаётся мне, если бы от Райсё: сохранились только пейзажи, картины и ширмы с «цветами и птицами», он бы казался нам скучнее..
О другом художнике тех лет (и тоже учителе Байрэя) в следующий раз.