(Продолжение. Начало
здесь)
Инари и Дакини-тэн
Из буддийских преданий можно понять и то, почему Инари изображают не только в облике крестьянина, но и в виде нарядной женщины. В Японии считается, что это - обличье индийской богини Дакини 荼枳尼天, Дакини-тэн.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Посмотреть на Яндекс.Фотках Инари в образе Дакини летит над облаками на белой лисе.
В индийской мифологии дакини - это не одна богиня, а целый разряд божеств. Шива некогда сражался с демоном Андхакой; каждый раз, когда кровь из ран демона проливалась на землю, из неё появлялись новые и новые его двойники. Вот тогда боги и создали чудесных дев - дакини, которые на лету ловили брызги крови демона, не давая им упасть на землю. Так их и изображали - с чашами, полными крови, в руках.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Битва Шивы с Андхакой. Рельеф из храма Элефанты. Крошечная летящая фигурка справа - дакини.
В буддийских «таинствах» дакини - спутницы будд или святых подвижников, воплощения того тёмного и страшного, что нужно победить на пути к просветлению; прежде всего - это страсти и желания, создающие человеку его непостоянный мир, полный страданий.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Тибетское изображение дакини: она попирает двоих покойников, убор ее сделан из черепов, в руке чаша с кровью.
Как и в индуизме, в буддизме дакини соотносятся с богиней Кали - всепожирающим временем. Тогда Будда выступает как Махакала - победитель Кали, как Великое Время, в котором ничто не исчезает, всё пребывает вечно.
В Японии с начала IX века было известно предание о договоре Будды с дакини. Оно изложено в китайском толковании к «Сутре о Великом Солнце», которое составили Шань Увэй и Исин в VIII в. Здесь Будда велит демоницам-дакини отказаться от людоедства. Они возражают: тогда мы умрём с голоду! И Просветленный назначает им в пищу жизненные силы человека, чей смертный срок уже близок - по закону воздаяния. Шесть месяцев до смерти демоницы могут постепенно поедать его сердце.
Связь двух мотивов - пищи и смерти - видна и здесь. Богиня Дакини-тэн оказалась важна для японской буддийской мифологии, коль скоро за буддийской общиной закрепились похоронные обряды и весь круг забот, связанных со скверной смерти: уход за умирающими, сожжение мертвых тел, обустройство могил и уход за ними. Поэтому очень скоро Дакини становится пусть и страшным, но незаменимым божеством. А для монахов - ещё и благодетельницей общины, ведь во многом храмы кормились с похоронных услуг.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Посмотреть на Яндекс.Фотках В руках у Дакини-тэн меч-ваджра и буддийские Три Сокровища в виде трёх самоцветов. Над ней - Три Сокровища, солнце и луна.
Как падальщицы дакини могли представать в образе шакалов. Или, в Китае, в виде чудесных зверей егань 野干 (по-японски якан) - похожих на лисиц, но с волчьим голосом и с когтями для лазанья по деревьям. Или - в виде волшебных лисиц как таковых, знаменитых китайских ху ли-цзин 狐狸精 (яп. гу рисэй), «лис - охотниц за жизненной силой».
Статья Иянага Нобуми про Дакини в буддизме (разобрано много очень интересных источников, хотя, на наш вкус, местами там слишком сильный крен в сторону страшных тайн императорского дома и прочих недоказуемых допущений).
Махакала, он же Великий Черный бог, Дайкоку-тэн 大黒天, на Дальнем Востоке почитается и как самостоятельное божество, близкое к японскому Инари - заступник земледельцев и торговцев, один из Семи богов счастья. Правда, обличье Дайкоку - мужчина с мешком и молотом - в Японии было задействовано не для Инари, а для другого ками, Оокунинуси («Великого Властителя страны»).
Изваяние Дайкоку из храма Кандзэондзи на острове Кю:сю:. Эпоха Хэйан.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Ещё разные Дайкоку, более поздние и уже совсем благодушные.
В обрядах обоим богам - и Инари, и Дайкоку - прослеживается мотив победы Великого Времени над скоротечным временем. Здесь это Великое Время понимается как непрерывное время земледелия, бесконечная череда посевов и урожаев.
Посмотреть на Яндекс.Фотках (Продолжение будет)