(Окончание, начало
здесь)
В Кабуки Самбасо: сперва появился вместе с Окина и Сэндзаем - в танце, поставленном для чествования памяти знаменитого актёра и танцора Накамуры Накадзо: Первого. У Накамуры Накадзо: был танец, в которой он изображал детскую игрушку - дёрнешь такую за верёвочку, а она язык высунет; показывали язык и злодеи из разных пьес в исполнении Накадзо:. Эта ужимка теперь перешла к Самбасо: - и такой вид танца стал называться «Самбасо: с высунутым языком». Сэндзай в этих постановках изображался иногда в виде изящного молодого человека, а иногда в виде дамы (и играл его актёр на женские роли).
Гравюра Тоёкуни Третьего. Тут все старцы молоды!
Позже Самбасо: стал появляться в Кабуки и в одиночку, без других «старцев», с быстрыми плясками под музыку разных стилей.
Два Самбасо: сразу - в исполнении детей-танцоров.
Есть в Кабуки и такой танец, где на сцену выходит кукольник и выносит марионетку-Самбасо:. Кукла оживает и пляшет, хотя иногда невидимые нитки запутываются, и кукольнику с помощниками приходится вмешиваться.
Click to view
Click to view
Click to view
Кажется, из всех персонажей японского театра Самбасо: - самый весёлый, при этом его благопожелательное значение сохраняется. Неудивительно, что он часто появляется и на гравюрах, и в виде нэцкэ, и в виде уже не театральных, а подарочных кукол.
На гравюре Хирасады актёр Накамура Утаэмон Четвёртый изображён сразу в двух ролях - рыбака Урасимы Таро:, побывавшего в подводном царстве, и Самбасо: (а всего он в этом представлении танцевал аж в восьми ролях!)
Народная игрушка - обезьянка-Самбасо:
Самбасо:-нэцкэ