Автор:
Кушнир Алексей Михайлович (---.iskratelecom.ru)
Дата: 18-03-2003 23:35 от
aksonova Дорогие мамы и папы. Надо не опытом делиться, а обращаться к специалистам. Не ведаете иногда, что творите. Больше всего мне не нравятся мамы, натаскивающие малыша быстро тарахтеть вслух. Ну не ведают они, что делают его интеллектуальным инвалидом. Он всю жизнь потом будет не только читать медленно, шевеля губами, но и думать медлленно, тоже шевеля губами. Посмотрите вокруг себя, Вы найдёте множество людей, думание которых сопровождается этим самым шевелением губ. Все они -- жертвы звукобуквенной, аналитико-синтетической методы, в которой главный критерий -- число слов в минуту. Где чтение по слогам, многократное чтение одного и того же, чтение вслух и на скорость -- основные методы работы.
Пожалейте детей.
Сообщаю простой, но научно-обоснованный алгоритм обучения, годный для всех категорий обучаемых.
И не старайтесь научить рано, быстро, или научить быстрому чтению. Учите своевременно и качественно оптимальному, адекватному по скорости чтению.
У ребёнка есть артикуляционный автоматизм, сопровождающий слушание. Наш метод -- соединить этот артикуляционный автоматизм (артикуляционное эхо) с графическим текстом.
Как это сделать?
1. Буквы осваиваются с помощью кубиков (не Зайцева, а обычных) легко и быстро.
2. Способность ребёнка собрать из кубиков слово "велосипед" по образцу, написанному авторучкой, означает готовность осваивать чтение.
3. Начинать надо не раньше 5,5 лет. До указанного возраста воспитываем "Читателя влюблённого в книгу", читая ему вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук "читателя", на которого уже не надо тратить время, это лень и эгоизм взрослых. Читать вслух детям надо до 16-ти лет.
4. Первый шаг обучения собственно чтению -- взрослый читает и показывает ребёнку синхронно в тексте то, что читает (как караоки).
5. Второй шаг -- взрослый читает, но показывает синхронно то, что читает, пальчиком ребёнка, двигая его руку по тексту.
6. Третий шаг -- ребёнок показывает пальчиком, что читать, а взрослый читает там, где движется пальчик в темпе его движения. Добиваемся лёгкости и адекватности показа.
7. Четвёртый шаг -- убегаем голосом от пальчика ребёнка вперёд и ловим момент, когда его рука непроизвольно двинется по строке вслед за голосом.
8. Пятый шаг -- взрослый читает, а ребёнок следит по тексту. Темп чтения взрослого -- до 50--60 слов в минуту.
9. Шестой шаг. Убедившись, что ребёнок следит за чтением взрослого непринуждённо и легко, делаем резкий скачок в темпе -- читаем со скоростью 120 слов в минуту и более. Постепенно доводим темп звукового ориентира до 150 с\мин. Добиваемся лёгкости и непринуждённости слежения ребёнком по тексту за чтением взрослого одними глазами. А где мы читаем? Вот!
10. Седьмой шаг -- с удивлением обнаруживаем, что ребёнок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение.
Типичные ошибки при обучении:
- многократное чтение одного и того же;
- чтение ребёнком вслух (на всякий случай);
- самостоятельное чтение ребёнком без звукового ориентира;
- обсуждение прочитанного при посторонних.
Желаю успеха!
Автор метода.