Дзига Вертов "Человек с киноаппаратом" (1929)

Sep 28, 2015 20:58

На досуге занялась восполнением пробелов в своём образовании и смотрю авангардное советское кино. 20-е годы XX века - это моя самая любимая эпоха в русском искусстве (даже Серебряный век не так люблю), такой расцвет жанров, форм, тем и, главное, способов выражения идеи. Все молоды, захвачены перестраиванием общества (шире - мира!) и созданием нового человека. Литература, живопись, плакат и - опять же - кино. Открыла для себя (я же глупая была и до недавнего времени только Эйзенштейна знала) потрясающего режиссёра-документалиста Дзигу Вертова и совершенно очарована его фильмами. Абстрактным "Человеком с киноаппаратом", который сегодня считается своеобразной энциклопедией мантажа, особенно.




Если не смотрели, то очень советую - в сети находится без труда с разной музыкой. Да, кино немое, поэтому на него ложится все, что угодно, и, как говорят киноведы, многие музыканты вдохновляются фильмом до сих пор и пишут все новые и новые саундтреки. Настоящая бессмертная классика.



Дзига Вертов за единственно возможное почитал только документальное кино. Весь фильм собран из крошечных отрезков кинопленки с запечатленной жизнью больших городов.





Связующее звено - человек с киноаппаратом, оператором всех работ Дзиги Вертова был его брат Михаил Кауфман (а монтировала жена! очень удобно, я считаю). Он и засветился "в главной роли".



И вроде - ничего особенного, а оторваться невозможно. Безумно красивые картинки, настоящий слепок времени. И юмора хватает, тёплого такого, лампового.





Смотрела я и сокрушалась: раньше приходилось буквально на коленке снимать, выкручиваться без специальных приспособлений, с плохим светом, что-то мастерить самим, - и получались шедевры; а теперь, казалось бы, все технические штуки-дрюки перед тобой, бери и пользуйся, а большая часть российского кино никогда ни на кого не повлияет. Ни в творческом, ни в человеческом мысли. Дзига Вертов же вообще за счёт аутентичности съёмки и разных приемов монтажа формировал свои послания миру. Просто и волшебно.



А ещё я смотрела на СССР 20-х годов и думала, какая была богатая и яркая страна. У них там даже тренажеры все те же самые, как у меня в качалке! :) Никакой серости, весёлые лица, задорное бесстыдство, смешные шляпки, хаотическое движение на улицах, толпы народа. Чудесные все. Жаль, что потом все повернулось не в ту сторону.

Кстати, фильм в Союзе разругали в пух и прах, а Дзига Вертов до конца жизни думал, что снял плохой фильм, пока во всем мире творилась вертомания. Так всегда.

макрокосм и микрокосм, прекрасное, про кино

Previous post Next post
Up