Чтение и стереотипы

Mar 05, 2011 09:59


Если обывателю задать вопрос: книга Гитлера «Mein Kampf» (Моя борьба) хорошая или плохая? Убежден, что подавляющее большинство ответит: конечно же плохая. Тогда следует спросить: а о чём она? И тут обывателя заступорит.

Цитата:
«Я знаю многих, которые "читают" бесконечно много - книгу за книгой, букву за буквой; и все-таки я не назову этих людей иначе, как только "начитанными". Конечно люди эти обладают большим количеством "знаний", но их мозг совершенно неспособен сколько-нибудь правильно усвоить, зарегистрировать и классифицировать воспринятый материал. Они совершенно не обладают искусством отделять в книге ценное от ненужного, необходимое держать в голове, а излишнее, если возможно, просто не видеть и во всяком случае не обременять себя балластом.

Ведь и чтение не является самоцелью, а только средством к цели. Чтение имеет целью помочь человеку получить знания в том направлении, какое определяется его способностями и его целеустремлением. Чтение дает человеку в руки те инструменты, которые нужны ему для его профессии, независимо от того, идет ли речь о простой борьбе за существование или об удовлетворении более высокого назначения. Но с другой стороны, чтение должно помочь человеку составить себе общее миросозерцание. Во всех случаях одинаково необходимо, чтобы содержание прочитанного не откладывалось в мозгу в порядке оглавления книги. Задача состоит не в том, чтобы обременять свою память определенным количеством книг. Надо добиваться того, чтобы в рамках общего мировоззрения мозаика книг находила себе соответствующее место в умственном багаже человека и помогала ему укреплять и расширять свое миросозерцание. В ином случае в голове читателя получается только хаос. Механическое чтение оказывается совершенно бесполезным, что бы ни думал об этом несчастный читатель, наглотавшийся книг. Такой читатель иногда самым серьезным образом считает себя "образованным", воображает, что он хорошо узнал жизнь, что он обогатился знаниями, а между тем на деле по мере роста такого "образования" он все больше и больше удаляется от своей цели. В конце концов, он кончит либо в санатории, либо "политиком" в парламенте.

Кто так работает над собой, тому никогда не удастся использовать свои хаотические "знания" для тех целей, которые возникают перед ним в каждый данный момент. Его умственный балласт расположен не по линии жизни, а по линии мертвых книг. И хотя жизнь много раз будет наталкивать его на то, чтобы взять из книг действительно ценное, этот несчастный читатель сумеет только сослаться на такую-то страницу прочитанного в книге, но не сумеет применить ее к жизни. В каждую критическую минуту такие мудрецы в поте лица ищут в книгах аналогий и параллелей и конечно неизбежно попадают пальцем в небо.»

Адольф Гитлер «Моя борьба»

В вышеприведенном фрагменте речь идет об умении выбрать из общего потока информации ту её часть, которая читателю жизненно необходима. В данном случае речь идет о накоплении знаний под определенный вектор цели читателя. Вобщем такое умение называется различение (выбрать «это» на общем фоне, или отличить «это» от «не этого»).

Однако, следует согласится с автором цитаты, что «необходимое стоит держать в голове, а излишнее, если возможно, просто не видеть и во всяком случае не обременять себя балластом». Такой баласт есть и в работе «Mein Kampf». В связи с этим не целесообразно предавать забвению некие книги в целом. И жить преданиями старцев в виде готовых рецептов: хорошо, плохо, в топку и т.д. Лишь самостоятельная выборка знаний является самым ценным грузом, который человек несет и применят в жизни.

цитата

Previous post Next post
Up