Акрополь вообще-то был много где, но при упоминании сразу вспоминается афинский - самый роскошный, самый знаменитый. Даже удивительно, что комплекс такой небольшой - это же несколько книжных шкафов или даже библиотек. Пропилеи - "первоколонны" всех псевдоклассических ордеров вплоть до Фрунзенского универмага. Театр Диониса - тот самый, который по умолчанию подразумевается в книгах о Софокле и Еврипиде (на самом деле, не тот, потому что был перестроен римлянами примерно полностью), Одеон опять же тот самый. Ареопаг - настоящий холм, на котором случилось столько учебников истории и монографий.
Хотя как раз учебником истории проникнуться на холме задача сложная. В музее Акрополя получится лучше, там и наглядные модели есть, а на холме уже одни скелеты, облепленные туристами. Даже близко это не похоже на заставленный священными и диковинными объектами древнегреческий луна-парк -
см. видеореконструкцию. Мое воображение тут пасует. Зато сравнительно легко вообразить себя путешественником XVIII века, очарованным именно обесцвеченными "костями" античных строений. "Так проходит слава мира" и прочия
Озимандия. Судя по описаниям путешественника всея Эллады и кормильца
приват-доцентов Павсания, как раз греков эта строгость форм и безупречность пропорций мало интересовала (в отличие от всяких драгоценных или удивительных деталей декора). Возможно, эта вывернутость наизнанку, осмотр кулис и декораций, поддерживавших когда-то впечатление, также составляет часть очарования руинами.
Всё, кроме колонн и стен на холме - копии. Например, прородительницы всех кариатид уже давно смотрят на Акрополь из музея напротив, а одна так и вовсе в Британском, но на портике их копии все вместе, как в очень старые времена.
Отличить, поработали римляне над театром или нет, очень просто: если стоит перед первым рядом загородка от всяких активных действий, то таки да. После всех переделок вообразить себя зрителем первого представления "Эдипа" сложновато. Хотя есть возможность даже присесть на одно из каменных VIP-кресел (остальные огорожены от туристов, но вот одно отдали на растерзание). Пожалуй, больше всего смущает вид на суматошный город. Никакого сравнения с
Эпидавром, хотя он и не "тот самый".
На посещение греческой Агоры нужно выделить побольше времени и лучше не в самую жару, потому что это довольно большая площадка со множеством любопытных объектов. Для желающих почувствовать себя афинским гражданином есть возможность прогуляться по копии стои, в которой расположен музей. Кстати, там же первый музейный магазин на моей памяти, где нет ни одной открытки.
Прочие объекты выглядят большей частью так:
Но вот храм Гефеста сохранился очень неплохо, особенно, издалека:
Вблизи тоже выглядит неплохо, его даже не дособирали, а разбирали, потому что долгое время внутри была церковь святого Георгия, а в XIX веке даже археологический музей. Сейчас туда даже один зал бы не поместился, а уже и новое-старое здание кажется маловато коллекции.
Сады рядом с храмом Гефеста упоминались в древности как приятное место для прогулок, сейчас там тоже хорошо и зелено. На одном из газонов познакомилась с черепахой. Она с хорошей скоросью двинулась прямо на фотографов, наверное, спешила к своему Ахиллесу, возможно, собиралассь набить ему морду, судя по целеустремленности. По крайней мере, я на всякий случай ушла у нее с дороги. Просто таран, а не черепаха.
Лицей, воспоминание о котором породило наш "тот самый", в печальном состоянии. Мне там представляется четко разве что разрушительный поход Суллы на Афины, которые он ободрал как липку. При покупки билетов на археологические объекты есть сложная система комбинаций, так вот, будет не так обидно, если взять на Лицей именно комбинированный билет. Для большей сохранности некоторые фундаменты еще и накрыти сверху навесами, так что даже живописными раскопки не назвать.
Библиотека Адриана была когда-то просто роскошной: не только книгохранилище и читальные залы, но еще и лекторий, комнаты для работы переводчиков, атриум для отдыха:
В учебнике пятого класса мы как-то резко заканчивали раздел Греции и переходили к Риму. За бортом оставался период, когда в Афинах что-то заметное строили уже только богатые иностранцы. Потому что культура же и начало всех начал. Император Адриан особенно любил Афины и даже бороду отпустил первым из императоров в подражание греческим мудрецам древности. Это фото из Археологического музея, где трогательно поставили рядом бюсты Адриана и его любимца Антиноя. Сколько наклепали статуй в память об утраченном фаворите неизвестно, но точно много, на множество музеев хватило.
Красота Антиноя в результате сквозь века добралась, а вот культурному наследию меньше повезло. Это вид со стороны книжных хранилищ и читального зала:
В комплексе последовательно располагались церковь, турецкая администрация, казармы, тюрьма. В описании говорится, что осталась от всего здания одна стена. В общем-то, да, но все же можно пройти от входа с пафосными колоннами по всей длине библиотеки и постоять там, где были когда-то читальные залы, центр культуры и образованности мира между разделами учебника.
_________________________________________________________________
1.
Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки2.
Археологический музей3.
Музей Акрополя: передаем привет архаической коре4.
Театр в Эпидавре5.
Мосты Коринфского канала: там вам не тут6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики