2. Археологический музей

Sep 14, 2017 01:52

Практически каждый экспонат этого музея - мировая звезда, чье фото опубликовано в тысяче книг. Это то, что мы знаем об античности, первая четверть любой истории искусства, моды, культуры, начало всего, включая наши представления о прекрасном, даже если применяем мы их к абстрактной живописи (которая завяла бы от зависти рядом с некоторыми архаическими горшками).

В здании XIX века музею явно тесновато, потому что коллекция продолжает пополняться. Например, в архаике красуется клад, обнаруженный в 1990-х таможенниками. Дознаться, где его выкопали так и не удалось, но сохранность предметов поразительная. Организована экспозиция довольно старомодно в плане витрин и освещения. Особенно это очевидно после посещения музея Акрополя. Впрочем, нечего капризничать, знаменитости ждут вас в каждом зале.




Крито-микенская экспозиция - самая эффектная и расположена как раз в центральном проходе, где взгляд сразу цепляет маска Аганемнона:



Но на меня большее впечатление произвела древняя и очень древняя керамика. Так и представляешь, как приезжают Серов с Бакстом в греческий музей (на самом деле, в музей Ираклиона на Крите вообще-то) и обнаруживают, что все новое в искусстве уже придумано много тысяч лет назад.







А этот зверек скорее всего ежик и просто очень забавный :)



Кикладская красотка могла бы позировать Пикассо. Стоп. Она или подобные ей и позировали Пикассо, Модильяни и другим, когда этих идолов переоткрыли миру:



В "микенских" витринах много золотой фольги - венки, подвески, погребальные нагрудники, диковинки вроде чаши-гуся из цельного кристалла




а еще много мечей и изображений воинов. На критских чашах и фресках цветы, женщины,быки. По описаниям, древние Микены и Кносс представляют такой же контраст (древнегреческому ежу понятно, чем кончилась встреча цивилизаций).










Даже если Кносс вовсе не дворец, а погребальный комплекс (есть такая версия), для сравнения остается законсервированный пеплом Акротири, который мы осматривали на Санторини. Экспонаты из Акротири занимают отдельное помещение. Кроме мелочей, тут хранятся наиболее целые фрески, в том числе, восхитительная "Весна".




А так, настоящие фрески - это вот то "грязненькое", которое "налипло" на реконструкцию. Но даже по фрагментам спин и шей газелей видно, как хороши были эти рисунки.



Тем более, что потом еще долго рисовали так:



Если говорить о греческой скульптуре, то знакомство через римские копии нельзя считать состоявшимся. Белый мрамор с гладкими лицами даже близко не похож на лица из бронзы при полном параде,




то есть, со стеклянными глазами и бронзовыми ресницами:



Ну и самый знаменитый бронзовый экспонат - "жокей". Большинство знакомых нам бронзовых коней ведут свой род от церемонного коня под императором Марком Аврелием, а тут свобода, скорость, азарт:



Раз уж мы заговорили о бронзе, есть в музее удивительная штуковина - "антикитерский механизм" - гибрид астролябии с машиной Бэббиджа, только за 19 веков до Бэббиджа. Вычислить точно даты 42 астрономических событий - это вам не баран начхал. Восстановить, как именно крутились колесики и шпыняли шпыньки, пока машина не оказалась на дне моря, задача интересная, и в зале есть несколько реконструкций.




Короткое видео про антикитерский механизм и длиииинный фильм.

Мрамор примерно на две трети состоит из надгробий



в том числе, бесчисленных вариаций детского надгробия "мальчик с собачкой и птичкой" (около десятка вроде бы). Собака одновременно охрана и символ привязанности, птичка, скорее всего, символ краткой жизни :



или вот "я, моя баба и моя бэха (то есть, мерин)":



Но мой фаворит в категории "склепики-черепочки-саркафагики" вот этот саркофаг эконом-класса. Сначала он принадлежал супружеской паре (муж полулежал позади жены), затем какие-то ушлые люди сбили вторую фигуру, заменили ее часть связкой папирусов, а на женский торс приставили голову нового владельца недвижимости. Профит!



И немного позитива - барельеф, заказанный победителем соревнования пьес. Сам победитель возлежит на ложе с куртизанкой, и приветствует входящего Диониса, в честь которого всё и затевалось. Очень скромно.



Отдохнуть от прекрасного можно в музейном атриуме, хотя нет, там тоже стоят экспонаты.



А ведь за 5 часов мы посмотрели только архаику, бронзу и мрамор, наверху ждут "вазы", в количестве превышающем вместимость лично моего любопытства. Даже настоящий скелет рядом с белыми погребальными сосудами (то есть, эрмитажная "Артемида с лебедем" скорее всего тоже погребальная) уже не вызывает интереса (ну кроме зависти, он-то лежит, а тебе до хоть какой-нибудь скамейки еще топать и топать по залам).

Так что, прогулку было решено завершить временной выставкой "Одиссей", потому что на нее стащили много интересных экспонатов из разных залов. Ну, это довольно точное описание выставки вообще-то. Хотя свет поставлен поинтереснее, чем в остальных залах, но "с перебором", так что отвлекает от экспонатов. Смешались сирены на птичьих лапках, критские осьминоги, вазы с воинами и кораблями, многочисленные посейдоны... а в конце выставки вообще оказывается, что мы шли не по иллюстрациям к сюжету, а переходили от устной традиции к письменной, которой и поет осанну последний зал. Рыхловатая концепция.

Зато, там был потрясающий Посейдон - копия другой бронзы IV век до н.э. Смотреть можно с любой стороны, во всех ракурсах читается устремление к цели, движение, красота атлетического тела. Очень легко представить себе римскую мраморную копию, которую находят итальянцы, и тут же начинается ренесанс, потому что остаться равнодушным к такому произведению невозможно даже в отражении отражения:




сайт Национального Археологического музея в Афинах
_________________________________________________
1. Вдоль моря на трамвае: афинские прогулки
2. Археологический музей
3. Музей Акрополя: передаем привет архаической коре
4. Театр в Эпидавре
5. Мосты Коринфского канала: там вам не тут
6. Акрополь и другие иллюстрации
7. Музей кикладского искусства: она смотрит на звезды
8. Дельфы: Аполлон и Дионис
9. Дыбр в Марафоне
10. Почта и котики

музеи, греция, отпуск

Previous post Next post
Up