Надо признать, что на стандартных экскурсиях в Кносский дворец несут такую чушь, что уши в трубочку сворачиваются. Поэтому идти туда надо или с проверенным гидом или с хорошей книгой. В отсутствие того и другого достаточно просто смотреть. Одного только впечатления хватит надолго: дворец устремлен внутрь себя, у него нет выраженного фасада, он строился без привычного нам расчета на зрителя, на которого нужно произвести впечатление. Смотришь на это и осознаешь: мы понятия не имеем, какими были "минойцы", мы целиком воспитаны на греческой эстетике. Которая что и впитала, то порядком перемолола. Очень интересные ощущения.
Это модель из музея в Ираклионе.
Немного глаз успокаивается на почти понятном театре. Впрочем, стоит повернуться, и "царская дорога" его уже озадачивает. Как угодно, но она больше напоминает выделенную полосу для духов в корейском храмовом парке, чем просто технические "кулисы".
Хорошо, что сэр Артур Эванс копал уже в иные времена, чем его предшественники, да и до него никто особо и не верил, что в этом холме дворец, так что всё интересное не оказалось целиком в Британском музее, а осталось в музее Ираклиона и немного Афин. Все цветное на объекте - копии, иногда домысленные Эвансом. Сначала он честно пытался использовать древние материалы, но они не выдерживали климата, так что перешли на бетон. Что сделано, то сделано - бетон уже не расцепишь со старой кладкой.
Посмотрев на стены и камни, обязательно надо осмотреть и коллекцию подлинных предметов из дворца. Даже если бы музей в Ираклионе был единственным, что мы видели на Крите, я бы все равно осталась полностью довольна, так он хорош. На осмотр нужно от 4 часов, и поверьте человеку, избалованному Эрмитажем, это потрясающе.
В минойских залах выставлены украшения, в которых не смотря на время, видно, с каким вкусом подобраны цвета, керамика, с такими изящными узорами, что хоть сейчас на современный фарфор, звезда коллекции - подвеска с весьма подробно проработанными пчелами. А самое удивительное, что пройдет чуть ли не тысяча лет, прежде, чем захватившие Крит греки смогут сделать нечто подобное.
Греческая архаика рядом с этими произведениями выглядит как выставка поделок детей с проблемами координации движений. Ну и, если идти дальше, то римский зал на таком фоне выглядит как безвкусный торговый зал садовой скульптуры - портреты без личных черт, копии греческих статуй без тени фантазии.
Фестский диск на деле намного меньше, чем кажется в книгах, Царь-жрец, оказывается, объемный, а знаменитый критский бык еще красивее, чем на страницах учебников.
Безо всякого благоговения перед грузом веков, это всё очень красивые вещи - от крошечных чашечек до огромных фресок.
Что касается самого города, после землетрясения в Ираклионе немного осталось интересного - несколько стен, пара улиц, венецианский фонтан, остальное застроено бетонными коробками. Поэтому прямо с автобусной станции можно смело идти в музей, пропустить там до 12 часов группы бедолаг, в которых пытаются впихнуть красоту на бегу, и до вечера наслаждаться в полупустых залах сокровищами Крита.
0.
Калимера!1.
Чем заняться в Ретимно2.
Тот самый остров Санторини3.
Потрясающая долина Лассити4. Кносский дворец и археологический музей в Ираклионе
5. Венецианский старый город Ханьи
6. Критский Морской музей и русский адмирал Ласкарина Бубулина
7. Почта и котики