Давно хотела на авторскую экскурсию по одному из районов, где редко бываю. Наконец собралась в прошлую субботу на прогулку с
краеведом Сергеем Бабушкиным по Московскому проспекту. Шли от Обводного канала до Московских ворот. Тут тебе и "годовые кольца" окраин, и промышленная архитектура XIX века, и экспериментальные дома 1920-х, и пафос 1950-х, а в финале
"склепики-гробики-саркофагики" - прогулка по Новодевичьему кладбищу. После осмотра
десятков античных надгробий взгляд немного меняется, надо сказать. Под катом несколько фото и заметок на память о том, что особенно зацепило.
Фрунзенский универмаг
после всех перепитий сделался бизнес-центром и это пустая трата пафоса, конечно. Только посмотрев на Пропилеи, поняла,
что именно имитировали эти полосочки на колоннах сталинского ампира.
Очень понравился
ведомственный дом "Электротока" 1920-х годов. Цвет у него сейчас очень приятный для глаза - кремовый с шоколадными полосами, разбивающими фасад не хуже портиков. Этот дом-корабль строился для светлого будущего: в нем жили сотрудники технологичной отрасли, которая должна была изменить жизнь страны ("плюс электрофикация"!), и устроен быт конкретного дома был по-новому: через мост от работы, с собственным детсадом, красным уголком и прачечной.
Во дворе этого дома образцового быта вот такая зеленая композиция:
Рядом с бывшими газгольдерами "припаркованы" две лодки:
Оказывается, Заозерная улица ничего общего не имеет с природными красотами (действительно, озер тут и близко нет), а имеет с
сопкой Заозерной (1938). На ней архитектор Кондратьев (прелюбопытная фигура) построил два дома для рабочих:
Порт-Артур и Манчжурию. Дома называются в честь событий русско-японской войны, а улицу переименовали в 1940 в честь событий более поздних, но получилось очень в тему. В "Порт-Артуре" были собственные бани (между прочим, жильцам Электротока приходилось ходить в ближайшую общественную), детский сад и даже музыкальная комната, а также роскошные зеркала в холле.
На фото плитка на полу того самого самого холла (от Манчжурии остался только флигель):
И к пафосу неоклассики:
Храм электричества:
По
Новодевичьему с нами любезно прогулялась (от Некрасова до Тюльпанова) монастырская кошка - гладенькая и ласковая:
На удивление много на Новодевичьем адмиралов и генералов разных лет - от участников русско-турецких войн до подводников XX века.
В советской части кладбища нашлась практически детективная история. Почему стоит такой заметный памятник, но личность под ним обозначена только как "токарь"? Человек совсем молодой, чем-то он отличился, вероятно, но вот чем?
Для сравнения, вот тут все ясно-понятно:
В более старой части углядела роскошный дамский склеп в стиле модерн:
с модными маками - символом сна/смерти и забвения
Памятник Врубелю и его жене по стилю совершенно не соотносится с их творчеством. Это потому что перед нами только основание, на которое так и не поставили памятник (спойлер: пока не).
Обновленные надгробия вообще очень интересная тема. Например, восстанавливают семейные могилы - новые памятники у генералов XIX века и два новых памятника уже XXI (значит, у семьи всё в порядке). Ухаживают или меняют памятники знаменитых деятелей (идеологу панславизма Гильфердингу, например, даже биографическую справку добавили). Вот Врубелям
насобирали на вариант и того гляди установят.
А чуть дальше, возле Святовладимирской школы восстановили еще в 1992
надгробие Победоносцева. Того самого, который "совиными крылами". Конечно, деятель он заметный, но уж очень неоднозначный, и как-то очень символично потом скрепы в рост поперли, поневоле задумаешься.
Каждый месяц актуальные эскурсии и много интересных постов про Петербург и не только в жж
babs71