Совы (и некоторые книги) - не то, чем кажутся

Jul 30, 2015 20:22



Эти книги оказались в одном посте потому, что обе понравились мне еще больше, когда обманули мои ожидания. Под катом полно спойлеров (то есть, разоблачения сюжетных ходов до полной потери саспенса).

Я предупредила про спойлеры, верно?

"Кровь на снегу" Несбе кажется триллером. Сюжет на вид простой: криминальный босс нанимает своего киллера проследить за женой, киллер влюбляется, и вот уже только муж стоит на пути преступной парочки к счастью. Зимней норвежской ночью, надо думать, хорошо смотреть нуар-фильмы. Второй способ усыпить бдительность читателя - выбор рассказчика. Главный герой своего рода Элджернон от убийства - простые предложения, простые эмоции, простые решения. Перенос назад во времени, в момент, когда еще не было мобильных, сериала CSI и преступления были более старомодными, тоже играет на создание этого впечатления. Конечно, сюжет закручивается, и кажется, что весь интерес в контрасте простого восприятия сложного набора внешних событий. На самом деле, это история о силе слова, о силе сотворения реальности.

Закрыв книгу, читатель больше ни в чем не может быть уверен. Ведь если герой в двух случаях, как минимум, переосмыслил реальность и выбрал другой ее вариант, кто знает, где еще он нас обманул. Какие разговоры, поступки, наблюдения принадлежат реальности книги, а какие он просто придумал? Можно только догадываться. И это великолепный трюк! У Несбе я бы с удовольствием прочитала и просто триллер, а тут еще и фокусы с зеркалами.

Запретный район Маршалла начинается как фантастический боевик. В далеком-далеком будущем стоит большой-пребольшой город, разделенный на районы. В одном живут буржуазные обыватели, в другом все воюют против всех, в третьем эстеты несколько раз на дню меняют цвет всех зданий, в четвертом, не разгибая спины, трудятся служащие Корпорации. Частного сыщика приглашает в свой корпоративный офис прекрасная леди в беде (ее график не предусматривает поездок ко всяким фрилансерам). Нужно найти похищенного из района служащего. И вот где-то на трети книги эта сюжетная линия по сути завершается, потому что она маскировала настоящую историю. Леди ни в чем не виновата, хотя похищение действительно было не тем, чем казалось. Сыщику придется вспомнить, как он попал в этот город, кем был раньше, и как умер его лучший друг. Этот ход открывает дорогу восхитительно нелогичной, зрелищной и опасной магии, знакомой читателям Роджера Желязны. В самом деле, почти так Корвин проделывает впервые путь до Амбера! Только в этот раз нужно выбраться назад, к самому началу.

Даже если звучит как сеанс терапии, игра с подсказками и загадка здесь гораздо изощреннее, чем в первой "обманке".

книги, фантастика, детектив

Previous post Next post
Up