В конце сентября археологи, работающие на раскопках античного города Кумы под Неаполем, рассказали об открытии неизвестной ранее богатой гробницы, датированной II веком до нашей эры. Самый интересный ее элемент - настенные росписи, частично сохранившиеся до нашего времени, в частности фигура виночерпия, необычная для этого периода.
В середине VIII века до нашей эры греческие переселенцы с острова Эвбея основали на побережье Тирренского моря в Кампании свою первую колонию Кумы. В последующие три века город был центром распространения греческой культуры среди италиков и даже вывел собственные колонии - Дикеархию, Партенопею и Нолу в Кампании, а также Занклу на Сицилии.
Кумы также были и местным религиозным центром - здесь находилось популярное святилище Аполлона с прорицательницей Сивиллой.
В союзе с сицилийскими Сиракузами Кумы успешно отражали попытки этрусков здесь укрепиться. Но во второй половине V века до нашей эры Кумы постигла участь других южноиталийских греческих городов - они были завоеваны италийскими племенами самнитов. В свою очередь, менее чем через сто лет уже самниты были вынуждены склониться перед Римской республикой. При римлянах Кумы стали популярным местом отдыха, этому весьма способствовало расположение города как в непосредственной близости от морского берега, так и между двумя озерами.
Все эти народы оставили свой след в архитектурной истории Кум, которая, однако, сохранилась не слишком хорошо - в VI веке за Кумы византийцы воевали с готами, в Х веке город сожгли при нападении пираты-сарацины, обосновавшиеся в окрестностях. А в XIII веке войска Неаполитанского королевства избавили побережье от пиратского гнезда, и с тех пор Кумы потеряли свое значение, а затем их покинуло и население.
Раскопки Кум начались в начале ХХ века, и на сегодняшний день нам известен облик города разных периодов. Традиционный греческий акрополь занимал две террасы скалистого холма. На верхней располагался храм, посвященный, вероятно, Зевсу (позднее римляне перестроили его и посвятили Юпитеру). Нижнюю террасу занимал храм Аполлона (он тоже подвергся реконструкции в римское время). В самой туфовой скале был прорублен целый комплекс пещер и переходов - как предполагали, то самое святилище Сивиллы, связанное с культом Аполлона и его храмом на акрополе.
На акрополе найдены также остатки греческих оборонительных укреплений. Кроме того, еще при самнитах к востоку от скалы с акрополем была устроена главная городская площадь с колоннадой вдоль ее южной стороны. Позднее римляне перестроили площадь под себя, превратив ее в привычный форум с храмом Капитолийской триады и торговыми рядами под двухэтажными портиками. К II-I векам до нашей относится местный амфитеатр, а к I-II векам нашей эры - большие городские термы, расположенные севернее форума.
Территория античных Кум относится к Археологическому парку Флегрейских полей, и раскопки здесь ведут сразу несколько археологических экспедиций: местных университетов (Università degli Studi della Campania «Luigi Vanvitelli», Università degli Studi di Napoli Federico II, Università degli studi di Napoli L'Orientale), а также французского центра исследований Жана Берара (Centre Jean Bérard) в Неаполе.
Усилиями последней экспедиции с 1994 года определяется первоначальная застройка города, исследуется береговая линия Кум, осуществляется поиск ее портовых построек. А с 2001 года французские археологи работают на некрополе в Нижнем городе Кум, расположенном у Porta Mediana.
Участок раскопок Центра Жана Берара
И вот, как результат раскопок летнего сезона, широкой публике представлена гробница с сохранившейся росписью. Предварительно ее отнесли ко II веку до нашей эры.
Участок раскопок Центра Жана Берара
Как и другие италийские захоронения кумского некрополя II века до нашей эры, эта подземная камерная гробница имеет монументальный фасад, сложенный из туфовых блоков, полуциркульный (бочкообразный) свод, стол для подношений и три каменных ложа. С поверхности к ней ведет длинный коридор - дромос. Дверь в усыпальницу такого типа обычно не замуровывали, а лишь подпирали большой плитой - это делалось для того, чтобы не ломать ее во время повторных погребений.
Гробница изнутри. В дверном проеме виден дромос, а слева - стол для приношений
Несколько лет назад подобная же гробница сохранила на своем фасаде следы надписей - двух на оскском языке, одной на латыни. Новая усыпальница надписей не имеет (или они пока не найдены), но по аналогии исследователи предлагают считать ее принадлежавшей представителю местной италийской, а именно оскской, аристократии, чьи позиции, несмотря на увеличивавшуюся романизацию региона, были все еще сильны в указанный период.
Археологи нашли скелетные останки владельцев гробницы, а также алебастровые сосуды, костяные фрагменты, вероятно, деревянного ящичка и детали из железа и бронзы, очевидно, принадлежавшие предметам погребального инвентаря.
Археологи за работой
Но главным открытием можно считать сохранившуюся роспись стен. Пространство от каменных лож до карниза, разделяющего стены и свод, окрашено в насыщенный красный цвет, сам свод - в желтый.
Роспись гробницы
Люнет - поле стены над входом - содержит изображение, которое истолковали как сцену возлияния. В правой части от дверного проема обнаженная мужская фигура с сосудом в опущенной правой руке протягивает левую руку (в данном месте фрагмент росписи утрачен, возможно, в руке была чаша) в сторону стоящего рядом небольшого столика. Слева от входа также изображен стол со стоящими на нем сосудами (амфорами, кратером и даже ситулой). Поскольку мужчина изображен нагим, принято считать, что это раб.
«Виночерпий». Роспись правой части люнета
Фрагментарно сохранившаяся роспись боковых сводов демонстрирует остатки пейзажей. Возможно, росписи удастся частично восстановить за счет осыпавшейся и сохранившейся на полу и ложах штукатурки.
Археолог за работой
В целом же исследователи указывают на некоторую исключительность сюжетов на стенах новой гробницы, нехарактерную для данного периода. Кстати, к моменту полного завоевания Кампании римлянами (а это 80-е годы до нашей эры) подобная погребальная типология практически исчезает из обихода местных жителей.
Обнаружены также свидетельства проникновения в гробницу, происходившие как минимум дважды - в XIX веке и, возможно, ранее. Грабители даже оставили подпись на росписи и дорисовали один из сосудов.