Сказка о том, как утопить отличное судно, будучи отличным капитаном Героем этой сказки был пароход «Андреа Дориа» (в составе итальянского военного флота обретался еще один «Андрея Дориа» - линкор).
Судно было построено в 1953 году, а погибло 25 июля 1956 года.
Шел «Дориа» из Генуи в Нью-Йорк, навстречу - из Нью-Йорка в Гётеборг - шел паром «Стокгольм» (1948 года постройки).
Где-то в районе Нантакета (Nantucket Island) они должны были встретиться.
Капитан «Андреа Дориа» - Пьеро Каламаи (Piero Calamai) - пришел на службу во флот в 1916 году. До «Андреа Дориа» он работал на 27 судах торгового флота Италии. Когда он впервые вышел на «Дориа» в свой (и парома) первый рейс, Каламаи был самым молодым капитаном на трансатлантической пассажирской линии. Злополучный июльский рейс был пятьдесят первым походом «Андреа Дориа». После возвращения «Андреа Дориа» в Геную, Пьеро Каламаи было обещано капитанство на «Христофоре Колумбе» - брате-близнеце «Дориа».
Пьеро Каламаи в молодости
Каламаи при аресте
Капитан «Стокгольма» - Гуннар Норденсон (Gunnar Nordenson) - работал в море с 1911 года, капитаном стал в 1918 году. За время службы не участвовал ни в одном серьезном морском происшествии.
«Дориа» нес 1134 пассажира (при полной загрузке в 1241) + 572 человека экипажа (спасено 1,663), «Стокгольм» - 534 из 570 возможных + 208 человек команды.
Суда шли параллельными курсами. Радар на «Дориа» был мощнее, чем на «Стокгольме», поэтому второй помощник капитана Курцио Франчини (Curzio Francini) вызвал на мостик Каламаи чуть раньше, чем на «Стокгольме» заметили итальянца. И данные радара не могли порадовать Каламаи - мало того, что идущее «в 17 милях четыре градуса справа по носу» навстречу судно находилось в 20 милях от рекомендуемого маршрута, оно еще и смещалось не на запад, как все до этого встреченные пароходы, а на восток, в сторону «Андреа Дориа».
Дежурный штурман «Стокгольма» Йохан-Эрнст Карстенс-Йохансон (Johan-Ernst Carstens-Johannsen) доложил капитану, что идущее навстречу судно пройдет примерно в миле левее.
Оба капитана потребовали увеличить расстояние между судами, и оба их офицера должны были бы повернуть «право руля», однако «Дориа» повернул «лево руля» (неверно определив в тумане шведа) и не сбросил скорость (22 узла). Результат встречи известен: «Стокгольм» своим острым носом почти под прямым углом врубился в правый борт итальянского парохода.
Нос Стокгольма в каюте класса люкс Андреа Дориа (реконструкция)
Мгновенный результат столкновения - 5 погибших на «Стокгольме», 46 - на «Андреа Дориа». Одна из пассажирок «Андреа Дориа», четырнадцатилетняя девочка по имени Линда Морган, от удара упала на «Стокгольм», где ее позже и нашли и зарегистрировали в списке спасенных без имени. Её отец Эдвард, комментатор нью-йоркского радио ABC, все время крушения «Дориа» передавал в эфир репортажи о ходе событий, ни разу так и не обмолвившись, что на борту терпящего бедствие судна находится его дочь. Ее мать, сестра и отчим погибли.
"Чудо-девочка" Линда Морган
Радиоведущий Дуглас Эдвардс
Французский паром «Иль де Франс», шедший в Европу из США и встретивший «Андреа Дориа» несколькими часами ранее, услышав по радио сигнал бедствия, повернул обратно и менее через три часа после столкновения был в зоне крушения. Его команде удалось спасти бОльшую часть пассажиров «Дориа» - 753 человека. Еще 129 подобрал «Кейп Энн».
"Иль де Франс" со спасенными пассажирами «Андреа Дориа»
Вместе с «Андреа Дориа» на дно ушел Chrysler Norseman - четырехместное купе, концепт, разработанный итальянским дизайн-бюро Ghia для выставки Крайслер в Нью-Йорке в 1957 году.
Причины кораблекрушения я уже озвучивала. Если кратко, практически исключительно это человеческий фактор:
1. Высокая скорость в тумане «Андреа Дориа».
2. Некорректное толкование данных радаров (швед неверно определил тип идущего навстречу судна, решив, что это нечто небольшое, и расстояние до него; итальянцы неверно вычислили скорость и курс «Стокгольма»).
3. «Стокгольм» шел восточнее рекомендованных к пересечению этой части Атлантики и в этом направлении путей (правда, он и не был обязан это делать, потому что его компания не являлась участником соглашения о морских путях).
4. Каламаи неверно определил размер «Стокгольма» по топовым огням и выбрал неверный маневр, практически развернув «Андреа Дориа» бортом под удар шведа.
5. Быстрому потоплению «Андреа Дориа» способствовало и отсутствие льяльных вод в носовых диптанках.
Оба судна были застрахованы в одной страховой компании. Выплаты - 30 млн долларов итальянцам, 2 млн долларов шведам.
Паром «Стокгольм» под другим именем все еще в строю.
Аэрофотосъемка крушения «Андреа Дориа» принесла американскому фотожурналисту Гэрри Траску Пулитцеровскую премию 1957 года.
Гэри Траск на пути к всемирной славе
«Андреа Дориа» заваливается на правый борт
Шлюпка с пассажирами "Андреа Дориа"
Прощай, лучший лайнер итальянского пассажирского флота! Генуя не забудет тебя!
«Стокгольм» с разбитым носом
Гордый "Стокгольм" идет в Нью-Йорк
«Стокгольм» в доке
Вот как выглядел нос "Стокгольма" со "Стокгольма"
«Андреа Дориа» ложится на дно (реконструкция)
"Андреа Дориа" на дне через несколько дней после крушения
Через два года
Несколько лет назад
Безумству храбрых поем мы песню...
Инфографика о самых известных погружениях на "Андреа Дориа"