После одной большой и жестокой войны одна из стран-участниц практически лишилась своего флота. И герой нашей истории был одним из первых, да что там - олицетворением возрождения! - в новой истории флота этого государства.
Сейчас я расскажу историю о том, как можно утопить прекрасное судно исключительно из-за ошибок экипажа и шкурных требований рынка.
Пароход, о котором пойдет речь, имел очень громкое имя. Настолько громкое, что в этой же стране его не постеснялись дать другому кораблю. И судьба второго сложилась не в пример лучше.
Но вернемся к моей истории. К моменту, о котором пойдет речь, это замечательное судно бороздило океанские просторы всего три года. Вдумайтесь, ВСЕГО три года! Детский возраст, а, поди ж ты, - судьба отмерила всего эту малость. Бассейн, картины, скульптуры, ковры - все возможное для создания комфорта для пассажиров было использовано в декоре этого судна.
Надо отметить, что капитан судна имел отличную рабочую репутацию и большой (40 лет) опыт судовождения, а также тот немаловажный факт, что все рейсы этого судна осуществлялись под руководством именно этого моряка.
Со времени гибели "Титаника" до этой ночи в мировом океане не произошло ни одного кораблекрушения, что давало надежду на лучшее всем участникам морских перевозок. Но человек предполагает, а море не терпит ошибок в навигации и судовождении.
Итак, очередной трансатлантический рейс подходил к концу. Практически максимально возможная скорость судна была обусловлена графиком и выдерживалась, насколько это было возможно, точно. Судно, спешившее навстречу первому красавцу и его (не своей!) судьбе, уже отвалило от причальной стенки. Было оно меньше нашего героя (хотя и его ровесником) и не столько хорошо внешне, тем не менее, у него были свои поклонники, и оно, как и первое, было набито пассажирами, алкавшими океанского отдыху. Да и капитан его не уступал в опыте капитану первого судна.
В общем, суда неслись на всех парах по своим курсам, несмотря на туман. Хотя нет, постойте, в тумане шел только первый пароход, второй находился в полосе ясного лунного света, что не помешало ему на полном ходу со всей дури воткнуть нос в уже визуально определяемое первое судно. Последнее, выдерживая свою максимальную скорость, невзирая на серьезную пробоину в 12 метров по правому борту, исчезло в тумане.
Здесь надо отметить, что все мероприятие, хоть и случившееся весьма стремительно, имело свои предпосылки. Туман слишком поздно позволил судам обнаружить друг друга (хотя радиолокаторы предупредили вахтенных заранее). Высокие скорости обоих лайнеров (22 и 18 узлов, что было неприемлемо в данных погодных условиях) не давали шанса на корректный маневр. И судам пришлось расходиться, резко переключая машины на "право на борт" и "право на борт, задний ход". Все произошло настолько быстро, что капитан нашего второго героя после столкновения в недоумении пришел на мостик выяснить, что же это было. Так и не выяснив, что, он дал сигнал SOS, однако уточнив, что готов и в состоянии дойти до ближайшего порта своим ходом.
(Также на одном из судов не велось графической прокладки пути встречного судна, а капитан был не в курсе маневренных качеств своего собственного парома! А на втором, в нарушение всех инструкций и конвенций, вахту нес только один штурман, так и не вызвавший на мостик капитана, кроме того, судно шло по пути встречных судов).
Минут через 20 после этого SOS подал и первый пароход, с которым судьба обошлась не в пример суровее: крен на правый борт продолжал расти, не оставляя никаких сомнений в исходе аварии. Правда, капитан такому решению судьбы весьма способствовал, не заполнив опустевшие во время пути диптанки забортной водой (пожадничал, ведь в порту прибытия пришлось бы платить за слив льяльных вод). И поскольку удар пришелся и на диптанки правого борта, они начали заполняться водой, в то время как диптанки левого борта оставались пустыми, способствуя его задиранию.
Капитан объявил эвакуацию пассажиров. Здесь надо отметить два неприятных факта: шлюпки левого борта по техническим причинам (имеющийся крен судна в 18 градусов был выше допустимого в силу конструкции шлюпбалок) спустить было невозможно, и корабельная команда, невзирая на законы моря и здравого смысла, доступные шлюпки использовала в личных целях. Из 1134 пассажиров только 40% смогли спастись плавсредствами погибающего судна, а из 575 человек экипажа - 60%. Однако, поскольку авария произошла на весьма оживленном участке морских путей, на помощь терпящему бедствие парому устремились несколько крупных и хорошо снаряженных судов, включая и испортившего нос столкновением нашего второго героя. Да-да, он, несмотря на свои повреждения, также участвовал в спасательной операции. Все это, а также полный штиль в районе операции, способствовали практически полному спасению выживших после столкновения пассажиров (всего 46 из них погибли, и то от удара другого парохода).
В общем, в двух морских милях от места столкновения и через 11 часов после удара наш красавец ушел на дно, где и находится по сию пору.
А небольшой пароход, сумевший потопить гиганта океанских перевозок, взял на борт 425 пассажиров с утопленника и своим ходом смог дойти до порта, из которого он вышел менее суток назад.
История эта (как и многие другие) полностью опровергает тезис о том, что невозможно потопить хорошо спроектированное и построенное судно. Если за дело берется опытный капитан, у судна практически не остается никаких шансов.
Да, суд, конечно, был, однако компании-судовладельцы решили, что продолжение тяжбы и, более того, официального расследования может нанести урон их репутации, и дело затухло само собой.