Сказка о королевском флагмане, так никогда и не покинувшем королевскую гавань 16 января 1625 года шведский король Густав II Адольф из династии Ваза (Vasa) подписал контракт с известным судостроителем своего времени Хенриком Хюбертссоном (Henrik Hybertsson или Hendrik Hubertsen) из Голландии.
Шведский король Густав II Адольф из династии Ваза (Vasa)
До своего последнего контракта со шведской короной Хенрик не раз работал на благо ее флота еще при Карле IX. В 1624 году шведское Адмиралтейство предложило ему четырехлетний контракт на строительство четырех кораблей (двух больших и двух поменьше), обслуживание уже построенных и управление военной верфью под Стокгольмом (Blasieholmen). Хюбертссон, разумеется, согласился, контракт был подписан предварительно в этом же году и окончательно (с участием Густава II Адольфа) в 1625.
Макет верфи
Несмотря на огромный опыт судостроения, Хюбертсон не смог противостоять давлению короля, вносившего свои изменения в чертежи своего флагмана, но имел счастливую судьбу покинуть этот мир до кораблекрушения.
Доля в контракте перешла его вдове - Маргарете Нилсдоттер, но она, хоть и была весьма деловой и хваткой дамой, не смогла на должном уровне вести собственно корабельные дела. Поэтому работу над «Вазой» принял другой судостроитель королевской верфи - Хенрик Хайн Якобссон (Henrik "Hein" Jacobsson).
10 августа 1628 года «Ваза», приведенный буксирами с верфи к пристани у королевского дворца, начал свой путь к мировой славе. И закончил его, так и не выйдя из гавани Стокгольма.
Сайт музея корабля «Ваза»,
хорошая подробная статья.
Модель "Вазы"
Макет кораблекрушения в музее "Вазы"
Старинная гравюра с изображением кораблекрушения
Оригинальный "Ваза" в соответствующем музее в Стокгольме
Нижняя палуба
Транец кормы с гербом
Жизнь корабельной команды