Парадоксы тоталитарного строя.
Парадокс 1. Информационный.
Тоталитарная система отличалась тем, что информация выдавалась в открытый доступ дозировано. СМИ были практически все подконтрольны гос. органам , а информация идеологически обрабатывалась и предлагался небольшой выбор: верить , что вся информация правдива.
При СССР был еще маленький альтернативный источник информации - "зарубежные голоса", которые говорили другую правду. Где было больше неправды сказать сложно, но сейчас сложилось мнение, что именно они и вещали истину, а тоталитарная пропаганда всегда искажала действительность в сторону защиты и оправдания существования этой системы. Еще были секретные документы , к которым не было общественного доступа и те, кто ими обладал, как раз могли составить объективный анализ происходящего.
Теперь ситуация изменилась.
Источников информации очень много. Кроме ТВ и радио, кроме основных пропагандистских каналов, есть открытые иностранные источники, а также появились множество форумов, где выкладывают самую свежую информацию с разных точек зрения.
Однако удивительное в том, что при таком обилии альтернативных источников информации, оказывается разобраться, где информация правдива , не так-то просто. По сути при обилии фейковых взбросов, обычному обывателю разобраться в сути чрезвычайно сложно.
Переубедить информационного оппонента практически невозможно. Отсюда парадокс: обилие информационных альтернатив не есть критерий объектиности информации.
Парадокс 2. Культурный.
Малые народы и основной народ Империи развиваются в культурном смысле активнее при тоталитарной системе.
Наибольшее развитие культуры достигается, если в основу идеологии берутся общечеловеческие ценности (или христианские). Конечно в период репрессий или жесткого идеологического прессинга этот парадокс работает слабее.
Можно проанализировать достижения всех республик, которые были в составе СССР, до распада и времен независимости. При анализе больше буду упирать на достижения в области кино, но это не исключает и всех остальных направлений.
Возьмем для примера республики Прибалтики, которые больше всех хотели независимости от СССР.
Как выясняется (для меня неожиданно) у Литвы и до 40-го года была своя киностудия, где производились фильмы. Однако во время немецкой оккупации производство было заморожено. И только после освобождения от фашизма в составе СССР она была национализирована и фильмы снова были пущены в производство. В результате мы имеем весьма неплохие литовские (в основном исторические и военные) кинофильмы, которые имели призы в рамках фестивалей дружественных тогда республиках. Мы хорошо знаем режиссера Жалакявичуса, а также плеяду блестящих литовских актеров: Будрайтиса, Адомайтиса , Баниониса, и многих известных, фамилии которых не на слуху: Альгимантас Масюлис , Моника Пятро Миронайте Лаймонас Норейка, Эугения Юозовна Плешките , Витаутас Ромуальдас Томкус …
К 1986 году на Литовской киностудии было снято 93 художественных фильма, 338 документальных фильмов, не считая 1490 выпусков киножурнала «Советская Литва», 2 мультфильма. Киностудия также дублировала на литовский язык 800 художественных фильмов.
(
http://vseokino.ru/index.php/Литовская_киностудия)
Делается ли что-то интересное сейчас в кино Литвы? Возможно, но практически никто из российских зрителей этого не знает. То есть вместо много миллионной популярности пусть даже в рамках 250 миллионной империи, теперь популярность их актеров и фильмов опустилась на уровень местечковой известности в независимой республике. Не знают их кино и в Евросоюзе, куда присоединилась Литва.
Пойдем дальше.
Рижская киностудия.
До присоединения к СССР в 40-х там тоже была своя киностудия. Не знаю по поводу шедевров ,но по крайней мере они выпускали фильмы.
Из исторических известен фильм "Каугуриеши... ", выпущенный в 1941. На время оккупации немцами там было все заморожено. После войны студии были национализированы и за годы советской власти было выпущено 940 картин. Многие помнят , знают и любят до сих пор фильмы Рижской киностудии в основном это жанровое кино: детективы, исторические, мелодрама.
Сейчас процесс кинопроизводства заморожен.
Аналогично можно сказать и про Эстонское кино. Таллин-фильм делал в основном артхаусное кино и детективы. Известна также студия анимационных фильмов Приит Пярн. Впрочем и сейчас редко, но кино в Эстонии делается, но оно известно в основном эстетам и критикам. Несмотря на призы кинофестивалей, их кино не нужно ни российскому ни европейскому прокату.
До 1991 года на Талиннской киностудии снято примерно 87 фильмов.
Я бы сделал вывод на основании анализа кинокультуры трех относительно успешных отделившихся республик, что они находятся в культурной деградации после выхода из состава империи. Мегапопулярность Раймонда Паулса , Баниониса или певца Отса вряд ли будет достигнута. И связано это с тем, что в тоталитарном режиме СССР существовала целая система, при которой малые народы могли получить возможность развивать киноиндустрию. Это и воспитание кадров для кинопроизводства в центральных ВУЗах столицы, и финансовая поддержка киностудий, и реклама, и широкий прокат по всем республикам СССР. В Евросоюзе их культура не нужна именно так, как нужна была в СССР. ЕС ждет появления шедевров или вундеркиндов, но не делает для этого ничего.
Аналогично можно затронуть и другие аспекты культуры: музыку, литературу.
Везде мы видим серьезный провал.
Следующая республика, которая жаждала независимости и получила вместе с ней полный провал культуры это Грузия. В составе СССР можно было сказать о целом явлении под названием Грузинское кино. Яркие представители его: Данелия, Шенгелая, Чхеидзе, Абуладзе, Иоселиани (с некоторыми оговорками)...
Грузия фильм создала 1200 фильмов в составе СССР. Они хорошо вписались в советский прокат и были приняты на ура российскими зрителями и из других республик. После выхода республика фактически прекратила производство фильмов. Тут конечно сказалось и экономический упадок и беспрерывные войны.
Возможно ли возрождение их кинокультуры? Могу только предположить, что без активного сотрудничество с РФ маловероятно.
Молдавия подарила нам известного кинорежиссера Лаутяну, который снял весьма успешный и призовой за рубежом фильм "Табор уходит в небо". Молдова-фильм также выпускала исторические фильмы.
Есть ли какое-то культурное достижение времен независимости?
Армен-фильм дал нам авангардные фильмы Параджанова. А также можно вспомнить классные мультфильмы Саакянца.
Если коснуться кратко азиатского кино в составе СССР, то можно отметить, что в каждой республики были свои киностудии. В основном Таджик фильм, Узбек фильм, Казах фильм, Туркмен-фильм и др. делали так называемые истерны: боевики на тему гражданской войны. Но они пользовались и даже сейчас пользуются популярностью у российского зрителя.
Исключение составляет, пожалуй, это узбекский режиссер Ишмухамедов со своей трилогией о любви.
Сейчас практически многие студии позакрывались. Казахфильм делает национальное кино мало кому известное за его пределами.
Следует отдельно сказать про кинопроизводство Украинской ССР в составе СССР.
Можно много перечислять режиссеров и фильмов, которые вошли в жемчужину кинофонда советского и мирового кино. Но достаточно просто сказать, что Украина имела как минимум 4 киностудии: Довженко, Киевнаучфильм, Ялтинская киностудия, Одесская киностудия.
Во времена СССР появились множество сказочных и фантастических фильмов (Человек-амфибия, Алые паруса), снято более 400 фильмов. Полный список фильмов ялтинской киностудии:
http://road-movie.livejournal.com/16723.html).
За время украинизации студия полностью разорена и разворована.
Одесская киностудия советского периода дала нам множество замечательного и любимого кино (Место встречи изменить нельзя, Десять негритят и др.) Одесская времен украинизации выпустила несколько фильмов и сегодня держится, иногда выпускает одиночные малоизвестные фильмы. (полный список фильмов одесской киностудии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_фильмов_Одесской_киностудии)
На Киевнаучфильме работали многие известные режиссеры:
Ипполит Лазарчук, Феликс Соболев, Давид Черкасский, Владимир Дахно,
Сейчас студия закрыта.
Киностудия Довженко. Было снято 411 фильмов:
(
http://dovzhenko.kinoexpert.ru/index.asp?comm=7) .
Среди достижений киностудии - награды 75 Международных и 65 Всесоюзных кинофестивалей. Есть и наивысшая награда Американской киноакадемии, которую получил фильм "Радуга" Марка Донского.
По-прежнему существует, но снимает мало, в основном исторические фильмы.
Таким образом, обретя независимость и казалось бы свободу и отсутствие советской и партийной цензуры даже относительно благополучные республики не создали какой-либо значительный культурный продукт.
А ЕС не выработало стратегию для их развития и похоже чиновникам Евросоюза это неинтересно.
Парадокс 3. Долой цензуру. Да здравствует цензура!
Очень много ругали и сейчас ругают советскую и партийную цензуру, которая парализовывала деятельность талантливых кинорежиссеров, театральных режиссеров, писателей, постановщиков телепрограмм. Действительно, местами это был явный перебор. Удивительно, что многим талантам тем не менее удалось прорваться на киноэкраны. Тарковский, Гайдай, Мотыль, Герман, Любимов и другие с боем отстаивали свои творения.
Сейчас цензуры практически нет. Но таланты куда-то исчезли.
Конечно они рождаются, но сказать, что им проще пробиться, чем в тоталитарной системе я бы не стал. В мире коммерции стало все хуже. Пример тому наше телевидение. Казалось бы у нас было 5 каналов на Советском ТВ , а сейчас 50, а в платных пакетах и все 200, стало хуже с музыкальным многообразием. Наверняка есть доля тех, кто любит рок, джаз, классическую музыку, авторские песни... Однако нас кормят одной попсой по всем каналам. Это вообще говоря удивительно. Цензура, а точнее некоторый регламент на разнообразие должен быть.
Второй пример высказал писатель Лукьяненко. У нас переводились и печатались в Советском Союзе самые лучшие представители американской фантастики. Казалось, что они впереди планеты всей. Как только все разрешили и стали переводить все подряд, выяснилось, что мусора в этой области процентов 90. То есть отсев и разумная цензура должна быть. Аналогично это касается и зарубежных фильмов. Несмотря на очень жесткие рамки советской морали, к нам попадали шедевры европейского кино, откуда мы собственно и знаем французскую классику с великими Жаном Габеном, Луи де Фюнесом, Жаном Маре , Депардье и другими.
После снятия запретов стало много доступно в том числе и мусора. К сожалению американский ширпотреб забил наши экраны и интернет.
Отсюда видно, что человек тоталитарной системы знал больше и самое лучшее из мирового кино и книг. Конечно не все шедевры попадали на наш рынок, но все знать могут либо специалисты и любопытные зрители, коими являлись именно советские.
Парадокс 4. Россия как основа тоталитарного строя теперь в условиях дикого капитализма понесла колоссальный культурный ущерб.
Достаточно вспомнить имена тех, кто составляет культурное наследие СССР из разных республик. Список далеко неполный.
Писатели первого эшелона (разделение чисто условное и субъективное).
Булгаков, Солженицын, Шолохов, А. и Б. Стругацкие, Платонов, Гроссман, А. Н. Толстой, Чуковский, Ильф+Петров,
Писатели второго эшелона.
Аксенов, Распутин, Астафьев, Захадер, Хармс, Катаев, Каверин, Быков, Васильев, Фадеев, Шефнер, Паустовский, Пришвин, Шукшин,
Поэты.
Евтушенко, Высоцкий, Бродский, Рождественский, Вознесенский, Маршак, Барто, Махалков, Окуджава, Симонов, Маяковский, Есенин, Блок, Мориц,
Композиторы.
Шостакович, Прокофьев, Соловьев-Седой, Дунаевский, Таривердиев, М. Дунаевский , Рыбников, Петров, Шнитке, Дога, Т. Хренников, Сверидов, Хачатурян, Зацепин, Артемьев, Курёхин,
Кинорежиссеры.
Тарковский, Гайдай, Михалков Н., Говорухин, Бондарчук , Ростоцкий, Роом, Птушко, А. Герман, Меньшов,
Список пополняется. Сейчас в свободной России пока не появились такого уровня деятели культуры.