выставка "Грани ХХ века" - ч.1

Jan 31, 2023 22:43

Выставка из Самарского художественного музея приурочена к его юбилею и представляет коллекцию отечественного искусства за период более столетия.


Представлены работы представителей русского авангарда 20-х годов и Ассоциации художников революционной России (АХРР).
В 30-е годы метод социалистического реализма одержал окончательную победу.






Официальным художникам, прославляющим победное движение к светлому будущему, противопоставлены мастера, которые предпочли работать в более камерном формате.


















В 1920-30 гг. относится творчество уроженца Самары художника и реставратора Николая Плеханова. Магический реализм его картин делает его одним из самых загадочных авторов в собрании музея.



В жанре натюрморта продолжают работать бывшие "Бубновые валеты" и "Голуборозовцы".



"Русский Сезанн" Илья Машков в 30-х заметно снижает цветовую экспрессию.




Один из лидеров Общества художников-станковистов  (ОХС) Юрий Пименов с начала 30-х от экспрессионистической манеры обрашается к импрессионистической, сменяя индустриальные темы на лирические новеллы.



Особую группу составляют работы военного времени. Их в коллекции музея довольно много, т.к. в нее вошли работы с выставок, проходивших в годы войны в Куйбышеве, ставшем на тот период "запасной столицей".









В 50-е ведущим направлением остается соц.реализм, но начинает меняться интонация картин. Художники все больше обращаются к будням и праздникам простых людей.













Главной темой в творчестве Аркадия Пластова стало родное село Прислониха в Ульяновской области и его жители.
Тема деревни развивается и в творчестве других художников.




Недолгий период, названный хрущевской оттепелью, привнес перемены в искусство. В это время можно выделить два направления - т.н. суровый стиль и неофициальное искусство или андеграунд. Представители сурового стиля изображали будни рабочих, воспевали героев труда.






Одними из ярких представителей оттепельного авангарда были участники студии "Новая реальность, основанной в послевоенные годы художником и педагогом Элием Белютиным.




















В собрании музея большая коллекция произведений самарских художников второй половины ХХ века. В их творчестве доминирует пейзаж. Это во многом связано со своеобразием ландшафта Самарской Луки.
Начало самарскому пейзажу было положено во второй половине 19в., родоначаьником стал Константин Головкин - художник. основатель коллекции самарского художественного музея.




В 50-е после окончания художественных учебных заведений в Самару стала возвращаться творческая молодежь.
В.Белоусов, В. Сушко, Д. Кондратьев, А. Песигин - самарские художники, чья молодость пришлась на пору оттепели. Именно тогда на выставках, которые устраивал Городской молодежный Клуб, стали появляться их работы.
В эпоху брежневского застоя в советском искусстве происходит процесс преобразования станковой картины, проникнутой "героикой будней", в картину-панно, где на первый план выходит праздничное, декоративное начало. Все большее значение начинает играть этюд, который становится не просто подготовительной частью большой работы, а своего рода отдушиной для передачи лирических переживаний.


















Ох, какая "шагаловщина" (субъективное мнение, и не значит, что мне не нравится)



Вот эти работы произвели на меня впечатление. "Что курил автор", да, но энергетика от них прет невероятная!
Эти этикетки можно вообще не читать.
Валентин Пурыгин стал, если пользоваться терминологией передвижников, "верстовым столбом" самарской пейзажной живописи.
Начиная с 50-х годов он постоянно обращался к мотиву города, увиденного с противоположной стороны Волги. Пурыгин воспринимает Волгу как некий рубикон. С конца 60-х красной нитью в его творчестве проходит обреченность живой природы, которую перемалывает цивилизация. Пурыгин незаметно перешел в мир архитипических символов и аллегорий. Свои осокори он заменил языческими богами. Горящий, напряженный город стал зоной риска для человека.




















Центральным символом творчества художника стал исполинский осокорь (черный тополь), одна из ярких достопримечательностей пейзажа Самарского Заволжья. Осокорь Пурыгина - это сосредоточие жизненной энергии, дерево-процесс, сообщающее нам историю своей жизни напластованиями складок кры, это материаизовавшийся сгусток времени.











(его работы можно купить, я посмотрела: https://art-most.com/product-detail/purygin/?product-page=1)

выставка, самара, художник

Previous post Next post
Up