И завершим посещение Пермской галереи выставкой редкой книги.
"Собрание М.П. Боткина", 1911г.
Роскошное иллюстрированное издание, посвященное выдающейся коллекции, которую Михаил Петрович Боткин собирал в течение 50 лет. "Приближаясь к старости, мне хотелось поделиться с любителями искусства моей коллекцией, и я надеюсь, что истинный любитель с удовольствием просмотрит эту книгу".
Сама коллекция занимала пять комнат в особняке Боткина на Васильевском острове.
Издание отпечатано на дорогой плотной бумаге и содержит более 100 листов фотографий. Все снимки сделаны супругой коллекционера, Екатериной Никитичной Боткиной.
Кутепов Н.И. "Царская охота на Руси" 1896-1911
Историческое исследование автора охватывает 9 веков русской истории. Автор подобрал для издания великолепный коллектив художников. В книгу вощли работы А.Бенуа, В.Серова, И.Репина, В.Сурикова, А. и В. Васнецовых. В издании 87 отдельных листов с иллюстрациями и множество иллюстраций в тексте.
Это издание принадлежит к числу шедевров отечественного полиграфического искусства и по праву считается одной из самых роскошных и дорогих книг.
Кондаков Н.П. "История и памятники Византийской эмали" 1889-1892
Эта книга - одно из самых дорогих изданий в истории мирового книгопечатания. Известно, что на ее издание было потрачено 120 тысяч рублей, сумма колоссальная для конца 19 века. Средства эти принадлежали А.В. Звенигородскому, петербургскому меценату. Путешествуя по Европе и странам Ближнего Востока, он собрал значительную коллекцию Византийских эмалей 10-11 веков. Чтобы описать и систематизировать свое собрание, Звенигородский пригласил профессора Санкт-Петербургского университета Кондакова, историка и академика. Идея оформления книги принадлежит самому Звенигородскому.
Книга была отпечатана тиражом в 600 экземпляров (по 200 экземпляров на русском, немецком м французском).
Переплет выполнен в Лейпциге и Франкфурте, поскольку российские фирмы не отвечали по качеству требованиям Звенигородского.
Его помощником в работе был знаменитый гравер В.В. Матэ. Хромолитографированные таблицы с рисунками лучших русских графиков готовили во Франкфурте в мастерской Остеррита, бумагу отливали в Страсбурге. Печатные работы в красках и червонным золотом выполнили в мастерских заготовления государственных бумаг в Петербурге. Посвятительный лист обращен императору Александру Третьему, на этом листе имя государя составлено из драгоценных камней. Над посвящением расширяется балдахин из византийских эмалей. Фон листа составлен из серебряной филиграни, а окружность листа - из жемчужной нити с драгоценными камнями.
Пермский экземпляр - на французском языке и был приобретен в 1916г. за 300 руб. у библиофила Шилова.
Эх, жалко, что полистать такое невозможно (((
Картинки из сети (еще -
https://antiquebooks.ru/book.php?book=111234)
Дагилев С.П., "Д.Г. Левицкий. Русская живопись в 18в.", том первый (единственный), 1902г.
Это издание - первый том в запланированной Дягилевым серии о русских художниках 18в. Грандиозному проекту не суждено было сбыться.
Издание замечательно во многих отношениях. Дягилевым была проделана колоссальная работа по поиску и атрибуции портретов. Он установил принадлежность Левицкому 92 портретов и 15 портретов, местонахождение которых неизвестно. В книге представлена хронологическая таблица работ Левицкого, даны подробыне комментарии и описания. Над оформлением работали друзья Дягиева - Л.Бакст, Е.Лансере, К.Сомов.
Кнга была напечатана тиражом в 400 экземпляров, 100 из которых приобрела Академия художеств.
Финская Библия, 1790
Это издание - редчайший экземпляр, обладающий невероятной ценностью. Причина - культурный и политический контекст ее создания - "шфедский" период в истории Финляндии. Ущемление прав финского языка и литературы выражалось в запрете писать на родном языке, что повлекло практически полное отсуствие книжной продукции. Более того, шфедский король Густав Третий запрещал финнам даже иметь книги на родном языке. Это издание - памятник мужеству финского народа.
Книга ждет своего исследователя.
Дм. Ростовский, "Розыск о Брынской вере", Синодальная типография, Москва, 1762г.
Классическое издание, отражающее противостояние старообрядцев и патриаршей церкви.
Понятие "брынская вера" - по названию места, демучих брынских лесах, где скрывалась часть неподчинившихся реформам Никона. Брынь - название реки в западной части Калужской области, примыкающей к Смоленщине и Брянщине (название Брянска происходит от того же корня)
Димитрий Ростовский - епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, писатель, проповедник, педагог. В 1757г. причислен к лику святых. В последние годы жизни взялся за проповедь и составление статей, объясняющие доступным языком сочинения против старообрядцев.
Архив князей Голицыных, рукопись, вт.пол.18в.
Михаил Михайлович Голицын - придворный, внук соподвижника Петра Первого фельдмаршала М.М. Голицына.
В документах содержится хозяйственная переписка (59 текстов) московской конторы Голицыных с управляющим пермскими вотчинами Иваном Варокиным.
"Коллекция гравюр с некоторых картин из галереи его Превосходительства графа А.С. Строганова", 1835г.
Каталог коллекции - издание, выполненное самим графом: он сформировал собрание и сделал описание выбранных произведений. Строганов лично уточнял атрибуции, приводил сведения о сохранности и реставрации картин.
До сих пор неизвестно местонахождение целого ряда работ из этой коллекции, как и история их приобретения, однако катаог позволяет судить о жемчужинах, которые находились в коллекции графа. Строгановская коллекция оказала огромное влияние на русскую художественную жизнь и формирование русских художников от Кипренского до Репина.
Данный экземпляр представляет огромную ценность, т.к. содержит дарственную надпись С.В. Строгановой: "Сия нига дана мною для пользования всем моим служащим в пермском моем имении, исключительно занимающимся живописью. Книгу сию приказываю хранить и содержать в чистоте и опрятности, как драгоценность, и чтобы удостовериться, так ли будет выполняемо сие мое повеление, я потребую, чрез некоторое время, книгу сию в Петербург и, если она будет найдена в исправности, то я пришлю оною обратно; в противном же случае оставлю у себя. 6 июня 1844г. Графиня Софья Строганова, ур. княжна Голицына".