несколько храмов Замоскворечья

Aug 11, 2021 14:40

"Ни одна эпоха не знает такой обширной храмоздательской деятельности, как XVII век. За это время было построено и перестроено столько храмов, сколько не было возведено за всю предшествующую историю христианства на Руси." (с)

1. Храм-музей Св. Николая в Толмачах



Впервые церковь в районе, где жили толмачи (т.е. переводчики с татарского языка), упоминается в Приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г., но, скорее всего, храм был здесь и раньше. Об этом свидетельствует археологическая находка - фрагмент надгробной плиты с датой: 1544 г.
В 1697 году на средства купцов Лонгина и Кондратия Добрыниных (сын и отец) на месте деревянного храма было возведено каменное здание.
Хотя храм после вторжения французов уцелел, московский пожар и общая перепланировка улиц, видимо, сказались на его дальнейшей судьбе. К 1832 году колокольня покосилась, а трапезная дала значительные трещины.
В 1834 году была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М.Шестакова, а также возведена новая колокольня.
В 1851 году в Лаврушинский переулок переезжает семья Третьяковых, они оказали большую поддержку обновляемому храму.
Свой нынешний облик храм приобрел в XIX столетии в результате масштабных строительных работ, проводившихся в 1833-1858 гг. на средства частных жертвователей, в числе которых были П.М. и С.М. Третьяковы и их мать Александра Даниловна.
Храм в 1882 году. Фотография из альбома Н.Найдёнова


В 1922 году в храме было изъято 157 килограммов золотых и серебряных изделий. Церковь была закрыта в 1929 году.
Храм занимали службы Третьяковской галереи, внутри все переделали и разгородили на несколько этажей.


В 1997 году завершена реконструкция, заново возведена колокольня и восстановлено пятиглавие четверика, воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись.
Храм ммеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительную часть убранства храма составляют экспонаты из собрания музея. Древнейший из них - византийская икона «Богоматерь Владимирская» первой трети XII в., размещенная в специальной витрине-киоте, где поддерживаются температура и влажность.

Попасть не удалось, было закрыто.
**
2. Храм в честь Иверской иконы Божией Матери


В 1894 году в Москве была открыта новая община сестер милосердия Российского общества Красного Креста, получившая название в честь известной московской святыни - чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Для размещения общины на улице Малая Якиманка было приобретено и оборудовано двухэтажное здание. Община быстро расширялась, в 1896 году на территории общины был заложен храм, который строился по проекту известного архитектора С.К. Родионова на средства благотворительницы Елизаветы Семеновны Ляминой под непосредственным руководством ее сына, инженера Семена Ивановича Лямина.
Построенный в русско-византийском стиле XII - XIII веков храм со звонницей напоминал древние соборы во Владимире. Орнаменты внутренней росписи стен были заимствованы из Новгородского Софийского собора.
В 1918 году община была ликвидирована, а на ее месте появилась «вторая школа медицинских сестер», которую по привычке продолжали называть Иверской. Храм продолжал существовать как приходской.
В 1922 году Московский отдел здравоохранения потребовал от Моссовета ликвидировать все оставшиеся при больницах церкви и часовни, поскольку «совершаемые в них религиозные службы и отпевание умерших ... вредно отражается на жизни и работе больничных учреждений». Иверский храм был заперт и опечатан.
С этого дня жизнь в храме замерла на семьдесят лет. Все ценное было передано в Мосфинотдел, богослужебные книги и иконы - в другие храмы, облачения и церковная утварь - завхозу больницы. Само помещение использовалось для складских нужд.
Сейчас внутри храма сохраняется стенная роспись - лики византийских и русских святых. Сохранились также хоры с решёткой и отчасти декоративное убранство.  В послевоенные годы бесследно исчез мраморный иконостас.
В середине 80-х гг. по инициативе администрации больницы была проведена наружная реставрация, в 1987 году на купол был снова водружен крест.
А в 1992 году зарегистрирована церковная община, которая взяла на себя труд по возрождению Иверского храма. В настоящее время является домовым храмом при НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Про этот храм, помнится, рассказывал К.Мишуровский на экскурсии, я еще тогда захотела побываать внутри, но служат там только в субботу вечером и в воскресенье утром, а сейчас еще и эта пандемия... В общем - пока только "вид сзади", остальное в планах.
Фото с другой стороны с "Соборов", чужое.


**
3. Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Полянке)


Сюда я не собиралась, ибо уже дважды точно писала о нем после экскурсий (лень искать), но он же так хорош и в двух шагах, так что пусть будет еще раз. повторенье - мать ученья.

Храм  своё историческое бытие начинает в глубокой древности. Первоначальный деревянный храм построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца. "В Дербицах" - т.е. в лесном, болотистом месте.
В 1668-79 годах рядом с деревянным воздвигается величественный каменный храм тщанием царского духовника протопопа Андрея Савинова на средства царя Алексея Михайловича.
Строили храм лучшие зодчие того времени Карп Губа и Иван Кузнечик. По своей архитектуре церковь относится к московскому типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней. Фасады украшают изразцы с затейливым растительным орнаментом "павлинье око", изготовленные известным гончаром Степаном Полубесом.
Современного человека несколько удивляют яркие цвета внешнего убранства храма. Но именно царь Алексей Михайлович, как сообщают нам исторические источники, приказал стены храма "прописать суриком в кирпич", "стрелки у шатра перевить", "и расписать бирюзой и белилами".
В 1671 г. в храме венчался царь Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 г. здесь крестили младенца Петра I, будущего императора России (но это не точно). Сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич. Тем фактом, что настоятелем храма был царский духовник, и объясняется то, что именно здесь происходили эти важные исторические события. Надолго храму был присвоен статус придворного.
В 1812 г. Наполеон, зачарованный красотой церкви, сожалел, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, а во время бушевавшего пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали храм, чтобы сохранить его от огня.
Храм в 1882 году. Фотография из альбома Н.Найдёнова


В 1930 году Моссовет постановил сломать шатровую колокольню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход.
В 1938 году Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». В акте обследования 1939 года отмечено: «Сломан ценнейший иконостас XVII в. и нет паникадила XVIII в.». Иконы из храма были переданы в музеи.
В 1965 году в обветшавшем храме была произведена комплексная реставрация. Храм поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры. В храме разместился «Всесоюзный производственно-художественный комбинат имени Вучетича».
С 1994 г. в храме возобновлены богослужения.

Тут звенели колокола, заходить не стала.

4. Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Ордынке




На этом месте в XVI веке существовала деревянная церковь преподобного Варлаама Хутынского в «Ордынцах» (упоминается в летописях под 1571 годом). В 1683-1685 годах был построен каменный храм.
В 1783-1791 годах «рачением» московского 1-й гильдии купца Афанасия Долгова, усадьба которого располагалась напротив, к постройке 1685 года были пристроены трапезная итрёхъярусная колокольня.
Их проект в стиле классицизма был выполнен архитектором Василием Баженовым, зятем Долгова; впервые применённый здесь Баженовым тип трапезной впоследствии широко распространился в Москве.
В 1812 году храм пострадал от пожара.
В 1823-1836 годах церковь XVII века была заменена ротондой с повышенным куполом - по проекту архитектора Осипа Бове. Новую постройку в стиле ампир возвели на средства купцов Куманиных и А.А.Долгова.
В 1922 году в ходе государственной кампании по изъятию церковных ценностей были изъяты церковные украшения и утварь (более 65 кг золота и серебра). Храм был закрыт в 1933 году, с него были сняты колокола, но внутренне убранство сохранилось. В 1941-1945 годах в нём располагались запасники Третьяковской галереи.
В 1948 году храм вновь открыт для богослужения.
В 2012-2013 годах проведена реставрация здания.

Это тоже по дороге, а не по плану. Почему-то не возникло порыва зайти, а напрасно, там же красиво.

5.  церковь Воскресения Христова в Кадашах



Дворцовая Кадашевская слобода - одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году.
Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей - изготовление кадей (бочек). Однако, это не находит подтверждения в документах.
На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке (находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной,  не сохранилась) В XVI-м веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве (не сохранилась - она стояла в начале Б. Полянки у Малого Каменного моста). Все храмы были перестроены на каменные во второй половине XVII века.
Первое каменное здание Воскресенской церкви, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г.ыло начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы - гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.


До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа. Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.
 В 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». При этом три лестницы были разобраны, и с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров.
По мнению современных ученых церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
Имеются сведения о первоначальной покраске храма: «стены ее были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой».
Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко».


Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились прихожане и благотворители.
В интерьере верхнего храма наибольшую ценность представлял в художественном отношении шестиярусный иконостас высотой 12 метров и шириной 11 м, о котором сохранились отзывы как об одном из лучших произведений резного искусства XVII века. Сквозная резьба представляла собой плетение из виноградных кистей и листьев. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, нерезные части были покрашены в голубой цвет.


В 1812 г. храм был разграблен, значительная часть ценностей была расхищена. Предание говорит, что после 1812 г. из одних найденных в верхней церкви осыпков жемчуга был устроен жемчужный убрус Смоленской иконе Божией Матери.
После окончания реставрации храм был заново освящен в 1849 году.
Храм в 1882 году. Фотография из альбома Н.Найдёнова


Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. После этого в храме размещались различные государственные учреждения.
С 1946 по 1966 гг. известный специалист Гали Владимировна Алферова провела частичную реставрацию храма. Был восстановлен его исторический облик.
В 1964 г. отреставрированное здание храма передали в аренду Всероссийскому художественно-научному реставрационному центру имени академика Грабаря.
И после  Указа от 1993 г., по которому все церкви передавались РПЦ, церковники 12 лет бодались с реставраторами за осовобождение помещения  храма.

Двор закрыт. Попасть не удалось.

6. Храм великомученика Георгия Победоносца в Ендове



Храм находится  недалеко от Москворецкого моста и Балчуга, на улице Садовнической (историческое название - Нижние Садовники).  Наименование «в Ендове» связано, вероятнее всего, с особенностями местности: от прежнего русла реки остались ложбины, «ендовы». Строительство первой деревянной церкви на этом месте относится ко времени Иоанна Грозного.
В конце XVI века здесь была поставлена каменная церковь, согласно пожеланию архиепископа Арсения Елассонского, приехавшего в Москву в составе константинопольского патриаршего посольства в 1588 году.



В «смутное время» (1601-1612) храм был сильно поврежден. Слобожане Нижних Садовников в 1653 году возвели новую пятиглавую церковь с трапезной палатой и шатровой колокольней.
В 1786 году храм постигло несчастье: разрушилась до основания колокольня, из-за того, что грунт под ней размыло водой, переполнившей Раушский канал. Повреждена была и трапезная. Долгое время церковь оставалась без паперти и колокольни.
Новая трехъярусная колокольня сооружена в 1806 году заботами прихожанина Павла Григорьевича Демидова. Она поставлена отдельно от храма с северной стороны.




В пожарах 1812 года выгорел весь интерьер, пострадали стены снаружи, была утрачена большая часть церковной утвари. Только в 1829 году отстроена заново главная часть храма.
Особенно тщательно благоустройство и украшение храма проводилось стараниями церковного старосты Ивана Елисеевича Привалова (с 1864 по 1876 год). Сделана роспись стен в храме и трапезной, сооружены новые иконостасы в центральной части и в приделах, поставлены новые печи.
Сильное наводнение, которое произошло вследствие весеннего разлива Москвы-реки в 1908 году, привело к затоплению храма и причинило серьезные разрушения. От наводнения пострадал фундамент, на сводах появились трещины, и начала осыпаться штукатурка с росписью. В 1910 году трапезная была расписана художником А.И. Нахровым по образцам прежней росписи. Отреставрирована стенопись в центральной части храма.
Храм оставался действующим до 1935 года. После закрытия в храме расположился запасник дирекции выставок Художественного фонда СССР, колокольня принадлежала управлению Минмонтажспецстроя.
В 1960-1970 годах церковь  была реставрирована, в результате работ возвращен первоначальный облик с стиле русского узорочья - кровли с кокошниками, наличники окон. Окружавшие церковь домики причта были снесены.
В 1992 году  было вновь учреждено Московское подворье Соловецкого монастыря. Монастырю передан храм во имя великомученика Георгия Победоносца в Ендове. После 2002г. были полностью отремонтированы и заново покрашены фасады храма, произведено частичное восстановление белокаменного цоколя, вызолочены медные подзоры на куполах и поновлены росписи.

Сюда зашла. Хорошо внутри.

7. Церковь святителя Николая, что в Заяицком



Храм расположен в северо-западной части квартала, образованного пересечением проездов Раушской набережной, 2-го Раушского переулка, Садовнической улицы и Устьинского проезда. Весь этот район, прилегающий к правому берегу реки Москвы, между Каменным и Устьинским мостами, в древности занимали садовнические слободы. Здесь жили садовники, обслуживающие царские сады, устроенные по приказу Ивана III в конце XV столетия и тянувшиеся полосой вдоль берега реки, напротив Кремля.
Название храма Николая Заяицкого давно привлекало историков и топонимов: «Говорят, что здесь жили заяицкие татары, торговавшие в Москве бухарскими товарами. По другим известиям видно, что храм назывался Заяицким потому, что во время нашествия ляхов в начале XVII столетия вызван был на отражение врагов казацкий полк с реки Яика (современная река Урал). Затем есть еще предание, что в приходе жил иконописец Андрей Заяизский, который писал в означенном храме образ Николая Чудотворца и расписывал все стены храма. Наконец, некоторые предполагают, что древний образ святителя Николая привезен с Заяицкого острова, принадлежащего Соловецкой обители, и помещен в означенном храме».
Первоначальная церковь, стоявшая на этом месте, была деревянной и впервые упоминается в Новгородской летописи 1518 года.
В 1650-х церковь выстроена в камне.
В 1741 году «Московских питейных сборов компанейщик Емельян Яковлев сын Москвин» обратился в канцелярию Синодального правления с просьбой дать разрешение на слом старой приходской церкви и строительство новой «что в Нижних Садовниках, зовомое Заецкого».
Строительство подходило к полному завершению, когда в ночь на 11 сентября 1743 года храм внезапно обрушился.
Почле этого был полностью разобран старый фундамент и возведен новый. Работы возобновились с весны 1749 года, но из-за постоянной нехватки средств их окончание затянулось на несколько лет.
Новый этап истории храма связан с именем прославленного русского зодчего князя Д. Ухтомского. Аналогом храма Николы Заяицкого обоснованно считают храм Никиты Мученика на Старой Басманной. Оба они близки и по времени строительства, и по участию в нем Д. Ухтомского, и по архитектурному облику в стиле «елизаветинского барокко».
Строительство в основном завершилось к 1754 году,
Во время пожара 1812 года огонь пощадил храм, но его утварь оказалась разграблена.
С начала XIX века жизнь в приходе активизировалась, чему способствовали купцы, активно жертвовавшие на благоустройство храма.
К началу XX века вся церковь была «расписана по стенам и в куполе различными живописными картинами".
Весной 1908 года храм пострадал от наводнения.
Виюне 1917 года прихожане церкви обратились с прошением в Консисторию о разрешении ремонта храма «без всяких его изменений».


Сохранилась храмовая опись конца 1918 - начала 1919 года, по которой можно представить себе его убранство.
С 1918 по 1922 гг. несколько раз производилось изьятие церковных ценностей.
В 1930 году президиум Московского Совета принял решение о закрытии церкви и передаче здания под клуб пионеров. Но это решение выполнено не было. Но в 1932г. храм все же закрыли.
В 1933 году здание храма было передано Московскому объединению государственных электрических станций, которое разместило в ней трансформаторный цех. При приспособлении церковного помещения для новых нужд были разобраны прекрасной работы резные иконостасы, вывезена многочисленная утварь и частично уничтожена роспись стен; оставшуюся роспись покрыли слоями побелок и покрасок; фрагментарно сохранилась лепнина середины XVIII века, в частности рокайлевая рама над дверным проемом на западной стене трапезной, лепные растительные орнаменты и тянутые карнизы на сводах.
В 1939 году храм решили снести. Успели разобрать восьмигранный купол с люкарнами над четвериком основного объема церкви и два верхних яруса колокольни, и лишь вмешательство охраны памятников архитектуры спасло здание от полного уничтожения. К счастью, были сделаны многочисленные фиксационные фотографии храма.
Церковь с разобранным куполом и колокольня без верхних ярусов простояли до 1955 года, когда специалисты разработали проект их надстройки, взяв за основу сохранившиеся фотографии и фрагменты деталей декора. Эти работы носили скорее косметический характер. До последнего времени храм находился в аварийном состоянии, из-за плохой сохранности фундаментов в кирпичной кладке его стен и сводов образовалось множество сквозных трещин.
В 1996 году Мосэнерго освободило изуродованное, превращенное в промасленный и закопченный цех помещение храма - посреди его центрального придела были проложены рельсы для вагонетки, заходившие в алтарь; в стены вмонтированы металлические перекрытия; интерьер полностью разрушен.
В настоящее время завершаются работы в центральном приделе и благоустройство территории храма с мощением гранитной брусчаткой.

Кругом там благоустройство, не только в церковном дворе, церковь зажата, отойти для нормального обзора совершенно некуда. ((
Внутрь заходила, но были люди и снимать не стала.

8. Храм Архангела Михаила в Овчинниках


На севере Замоскворечья в XVII веке находилась государева Овчинная слобода, обитатели которой поставляли шерсть и овчины для дворцовых нужд.
Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы был построен с 1603 по 1612 гг. на средства Симеона Потапова.
Во второй половине XVII века расширялась трапезная, а с юга был пристроен придел Архангела Михаила.
Около 1700 года трапезная была вновь расширена, и была сооружена колокольня типа восьмерик на четверике. Примерно в это же время на окнах апсиды появились наличники. В конце XVIII крыша храма была заменена на четырёхскатную, в результате чего были утрачены кокошники и боковые главы.
Храм в 1880-х годах. Фотография из альбома Н.Найдёнова


Храм был закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1930 году. Роспись была полностью уничтожена, иконостас не сохранился.


В связи со строительством административного здания в 50-е гг. стал вопрос о сносе храма, но в связи с его большой историко-архитектурной ценностью было решено здание храма перенести на новое место. Проведены обширные археологические работы, но здание храма осталось на прежнем месте.
В 1960-е годы храм частично реставрировался.
В 1997 г. храм вновь вернулся верующим.

9. Свято-Климентовский храм




По дороге к метро - еще один красивейший храм, о котором будет не лишне повторить информацию

Замоскворечье. Отсюда Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» - переводчики и «ордынцы» - исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы - «гости».
Возможно, на рубеже XV - XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику - покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам.
С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их слободы располагался Свято-Климентовский храм. Подтверждение находим в названии этого места обитания государевых ратников - Климентовский городок или острожец, осторожок.
Уже на первой карте Москвы - «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Ее же мы встречаем на последующих планах - «Сигизмундове» 1610 г., Олеария 1636 г., Мериана 1643 г. и других.
Сражение 24 августа 1612 г. у Климентовского острожка стало для России символом «крепкостоятельства» и мужества православных воинов. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польсколитовских захватчиков.
«Московская разруха» оставила только выжженное поле в еще недавно процветавшем Климентовском острожке.
И по православной традиции первым делом взялись за восстановление своего приходского Свято-Климентовского храма.
В 1662 году думный дьяк Александр Степанович Дуров перестроил храм с тремя приделами: Преображения Господня, Знамения и святого Николая, после чего храм стали именовать Знаменским.
После того как в 1698 г. император Петр I окончательно расправился со стрельцами, жизнь в Замоскворечье навсегда переменилась. Теперь здесь главенствовали купцы, и церкви строились уже их иждивением.
В 1756 г. смотревший трапезный храм благочинный Замоскворецкого сорока засвидетельствовал его «ветхость и безнадежность», последовал синодальный указ, разрешавший строительство. Все расходы принял за себя богатейший предприниматель Козьма Матвеевич Матвеев - подлинный благодетель Свято-Климентовского храма, в приходе которого этот купец имел огромную усадьбу (ныне дом № 31 по Пятницкой улице). К тому же Матвеев обладал высоким художественным вкусом и был связан с Императорской Академией художеств.
В мае 1762 г. «доброхотный и боголюбивый вкладчик» К.М. Матвеев обратился к Московскому митрополиту  с прошением вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить».  Строительство продолжалось восемь лет.
Вдоль южной границы участка благодеянием Козьмы Матвеева были возведены богадельня, дома для духовенства и церковнослужителей, а также доходный дом, который причт сдавал внаймы. Разумеется, эти здания перестраивались и реконструировались. До сих пор они сохранились, и хорошо просматриваются в фасадах многоэтажных домов, выходящих на церковный двор.
По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название - Климентовский.
Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770 - 1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов.
После пожара 1812 г. в Свято-Климентовской церкви оказалась «крыша повреждена, а внутри цела. Иконостасы и святыя иконы невредимы во всех приделах. Два престола с антиминсами и два жертвенника на своих местах и нечем невредимы. Утварь церковная вся похищена. Книги церковныя имеются…"
В описи церковного имущества 1817 г. отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств».
Во второй половине XIX в. благосостояние Климентовского храма улучшилось.Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 г. церковным старостой стал С.А. Кунин.
Однако средств  не хватало на необходимые ремонтные работы в сыром и холодном храме. Лишь в конце 1890-х гг., когда настоятельствовал в Свято-Климентовской церкви протоиерей А.С. Парусников, а старостой был А.В. Максимов, «человек в высшей степени деятельный, энергичный», появилась финансовая возможность для проведения ремонта. Им удалось заручиться поддержкой известной московской благотворительницы Е.С. Ляминой, вдовы городского головы, купца 1-й гильдии И.А. Лямина, давшей сто тысяч рублей для предстоящего храмового обновления. «Ничто из остатков старины не пострадало, - отмечали взыскательные специалисты Императорской Археологической комиссии. Старый чугунный пол заменили метлахской плиткой, изготовили новые оконные рамы и колоды, переделали двери, исправили штукатурку, что позволило впервые расписать стены «в строгом соответствии с общим стилем храма». Тогда произвели реставрацию всех икон, «согласно с тем, как они были написаны первоначально», и, возобновили позолоту иконостаса «под непременным условием сохранения стиля его и рисунка резьбы и орнаментации в неизменно первоначальном виде». Устроенное в Свято-Климентовской церкви паровое отопление позволило проводить богослужения ежедневно.
В 1915 г., когда в Климентовском храме полностью прогнила крыша, и, несмотря на целые стропила, началась довольно сильная течь, ремонт вновь стал неизбежен. Была перекрыта заново вся кровля главной Преображенской церкви, «но без… изменения прежнего вида ея и цвета окраски».
Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка».
Даже в советское время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации.
Церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, одной из первых получила статус «памятника архитектуры».
Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг.
По декрету об изъятии церковных ценностей в архиве сохранился протокол конфискации серебряных церковных предметов, весом в три пуда двадцать семь фунтов. Храму оставили лишь самое необходимое для богослужения. Все иконы, к счастью, остались на своих местах, что зафиксировано в протоколе осмотра Климентовской церкви в октябре 1923 г., проведенного Музеем старой Москвы.
В 1929 г. храма вознамерились закрыть. Сразу же появилось множество организаций, желающих занять большое здание в самом центре столицы. В начале 1930-х гг. новых «хозяином» церкви оказался рабочий ЖСК «ВСНХовец». Этот кооператив планировал снести великолепный «памятник архитектуры высшей категории» с его уникальной оградой. На их месте предполагалось разбить сквер и построить детский сад. К счастью, стараниями Комитета по охране памятников при ВЦИК здание церкви уцелело, а вот большую часть уникальной ограды спасти не удалось.
В 1934 году храм отдан под книгохранилище обменно-резервного фонда библиотеки имени Ленина.
В 2008 году здание храма, сохранившее свой облик, а также в некоторой степени интерьер, было передано православной общине, а книги вывезены.
При финансовой поддержке правительства Москвы была проведена реставрация, которая была завершена в 2014 году.

Я информацию брала, в основном, с храмовых сайтов. А вот здесь можно найти и более подробную информацию, и хорошие снимки:
Храм в Дербицах: https://vladimirdar.livejournal.com/373718.html
Храм в Кадашах: https://vladimirdar.livejournal.com/323476.html
Храм в Ендове: https://vladimirdar.livejournal.com/371772.html
Храм в Заяицком: https://vladimirdar.livejournal.com/311490.html
Храм в Овчинниках: https://vladimirdar.livejournal.com/370644.html
Храм Климента папы Римского: https://vladimirdar.livejournal.com/22198.html

церковь, старая москва, замоскворечье

Previous post Next post
Up