На выставке представлено более 100 предметов Китая, Калмыкии и Японии из 15 музеев, работы 5 реставрационных мастерских.
Ткань с рыбами, один из первых восточных предметов, попавших на реставрацию в 1931г., нашли ткань в Великом Устюге в православном храме, разорванную на 13 кусков, использовали как ветошь. Не хватает фрагментов.
Головы рыб вышиты пером павлина, очень редкая техника.
С экрана
Еще текстиль
Керамика.
Уникально то, что уже подвергалась реставрации в Китае, с помощью скоб, они частично оставлены, удивительно то, что там до сих пор так реставрируют.
С экрана
Следы сколов заметны, в научной реставрации это нормально
Миниатюры-тетрапанаксы, попали в 60-х годах. Продавались как сувениры для туристов, у которых не хватало средств на ткани или фарфор. Это было конвеерное производство. Представляют интерес тем, что можно посмотреть детали одежды и т.д.
Выполнены на лубе дерева. И минеральными красками наносится изображение. Проблема в том, что луб с годами пересыхает и становится очень крупким, а краски осыпаются.
С экрана
Веер интересен тем, что все лица не нарисованы, а выполнены в технике аппликации из кости же.
Сломаны были все пластины на момент поступления, склеить кость при толщине 1мм нельзя. Подложили дополнительную пластину из бивня мамонта, пропилив такой же узор - очень тонкая работа.
Фото с экрана
Еще пара вееров
Шахматы - из зуба кашалота на самом деле, это очень редкий материал, только подставки из кости, подарены сов. госудорству в 40-е годы, очень дорогой подарок
Буддийская танка, аналог христиансокй иконы. Танка состоит из собственно изображения и тканевой основы. Из-за того, что носят в свитке - часто трескаются. Особо обращают наше внимание на танки из РАН, потому что увидеть их более никак невозможно.
(снимать танки оказалось бесполезно - они за стеклом, все бликует. лучше уж снимки с экрана)
С экрана
Японский раздел.
Трости - у одной на рентгене внутри обнаружили клинок, решили не открывать. (???? - вот такие странные люди эти реставраторы)
Панно, две мастерские работали: перламутр (мастерская кости) и лаки - мастерская нетрадиционных материалов, было много вздутий, сколов.
С экрана
Фигурки из кости, мальчик был приделан кем-то варварски на шурупе, теперь на незаметном штифте из кости.
Ксилографии начались как религиозное искусство, позднее стали использоваться и в светской культуре.
Настоящая афиша борьбы сумо.
Триптих Эйзенштейн купил у не очень грамотного букиниста, посвятил ему эссе.
Изображение актёра театра кабуки.
Веера-опахала, чисто японский предмет.
Вазы. Одна отсутствует, из частной коллекции, ее забрали. Она была покрыта очень редким китайским ядовитым лаком.
Зарайская ваза - восполняли кусок, это, опять же, не маскируется.
Много предметов керамики, все из Зарайского кремля.
Предметы с золотом и не похожие на традиционные японские росписи, скорее всего, делались на экспорт.
С экрана
И несколько предметов текстиля из Калмыкии
Исторические вехи
PS. Нашла видео с историей мастерских и краткой экскурсией по выставке:
https://www.youtube.com/watch?v=9Iwwu6-Dglo