Вот здесь я была раз ..дцать. Но все время просто гуляла, пару раз захаживала и в музеи некоторые, но без экскурсионного сопровождения.
Встречающие
Внешние стены: посмотрите налево, посмотрите направо.
Изнутри
Историческая справка:
Козьма Вельяминов в миру рано осиротел и воспитывался дядей, мечтал о постриге, дядя был против, и отрок постригся тайком в Симоновом монастыре. Прошёл весь путь монастырский с самого низа.
Стал настоятелем, но мечтал о житии в тишине. Было ему видение, причем неоднократно.
И два путника, Кирилл и Ферапонт, отправились в путь и за два летних месяца преодолели путь от Москвы до Белого озера.
Пять районов Вологодской области входили тогда в Белоозерский край.
Кириллу было за 60, Ферапонт был молод. Разные взгляды были у них на монашескую жизнь, и через год Ферапонт основал свою обитель. В Кирилловском монастыре устав был очень строгий.
Изначально Кирилл и Ферапонт поселились в землянке в крутом холме, который расположен на территории нынешнего Ивановского монастыря. Итак, 1397 - основан малый Ивановский монастырь, с него началась история монастыря. Сейчас это действующий мужской монастырь (почему-то никогда даже не было попыток зайти на его территорию - в следующий раз)
Кирилл при жизни считался целителем, и паломники шли сюда, привлекаемые его славой.
Переход на соседний холм и формирование Большого Успенского монастыря связаны с постройкой церкви Успения Богородицы в 1398 году. Эта церковь была предтечей сегодняшнего Успенского собора. Успенский большой монастырь - сейчас территория музея.
Оба монастыря обнесены стенами в 16в. И ещё один стены, внешние, появились в 17 в, на которые уже никто не нападал.
И значение монастыря после 17в. упало.
Во входных воротах стенопись 1585г. местного монаха
Успенский собор за 5 месяцев ростовские мастера тот что с зелёным куполом без пристроев. Выглядит несколько непропорционально, планировали его повыше. Это один из трех первых каменных монастырей на севере.
И иконостас 33 ориг иконы в разных музеях, сейчас фотокопии.
Усыпальницы Телятинских и Баратынских. И кирилловская над захоронение Кирилла.
Самая большая трапезная палата тёплая, в отличие от холодных храмов.
Казенная палата
Братский корпус
И с колоннами архимандричий корпус, 17 век, но колонны 19 века.
Проходим в музей.
Сохранились подлинные вещи Кирилла Белозерского, потому что его сразу чтили как святого. Шуба, клобук из верблюжьей шерсти, сумка и ремень.
Описи вещей сохранились в монастыре с 1601г.
История с чудом явления Богородица, когда она спасла Кирилла от гибели под падающим деревом. Из этого дерева он сделал три креста, сохранилось два.
Прижизненный портрет, скажем так, это икона, писаная ещё при жизни Кирилла, поэтому нет нимба. Дальнейшие иконы - все списки с этой.
Киот 16в., клейма, где художник пишет это изображение.
Итак, монастырь процветал до определенного времени. В хорошие годы братии тут было до 600 монахов.
Один из крупнейших феодалов, в 17в. на втором месте после Троице-Сергиевой Лавры.
Музей оганизовали, к счастью. сразу после закрытия монастыря. Монастырская жизнь вернулась в часть построек в 1997г.
Еще экспонаты
Трапезная палата.
Богатые вклады делались в монастырь.
Плащаница для раки преп. Кирилла. Интересно, что если мастерица100 швов должна уметь сделать, то потом тот вид шва, что получался лучше других, его и далала, т.е. вещь шилась фрагментами.
Царские врата - вклад Михаила Федоровича
Макет монастыря на 1612 г.. Монастырь выдержал 6 лет осады поляками, взять его так и не смогли.
Стул Никона. Последние 5 лет жизни он провел в этом монастыре.
18 век все пошло на спад. Это связано с политикой и правителями, и Пётр (вчетверо сократилась численность монахов) и Екатерина монастыри не приветствовали. Монастырь начал сдавать площади в аренду. Но уже в 19в. все нуждалось в ремонте и реставрации.
Ценности и реликвии из окрестных монастырей
Далее нам дается немного времени для подъема на колокольню - и это я тоже делаю здесь впервые. Почему-то.
И это - возможность увидеть озеро, потому что выйти за стены зимой нельзя, ворота закрыты.
Сиверское озеро с финно-угорского означает "глубокая вода".
Проходим в Успенский собор. 60 икон. Не сохранилось только две. Сейчас фотокопии, но сам иконостас оригинальный 16 века
Писали мастера трех школ: московской, ростовской и новгородской.
Нижний ярус местночтимые иконы.
Второй ряд - праздничный. Следующий - Деисусный ряд, главный в иконостасе
Праотеческий ряд писал позднее вологодский мастер.
Стенопись 1641 г. выполнена на средства Никифора Шипулина. Сохранившаяся на северной стене надпись сохранила имя автора фресок: «Подписывали иконное стенное письмо иконописцы Любим Агеев со товарищи». Это основатель Костромской школы, один из лучших мастеров своего времени, также работал в Успенском соборе в Москве.
Чтобы все рассмотреть надо встать лицом к иконостасу и совершить 4 круга. Сюжеты все связаны с Богородицей.
Сейчас раскрыт 17 век, но местами можно видеть фргменты того, что было сделано в 19в.
Пора возвращаться. Идем к выходу, оглядываясь.
И закат из окна автобуса