Ферапонтово

Mar 26, 2021 16:37

Ферапонтово встретило нас небольшой метелью.


Вид на озеро. Другой берег еще просматривается.


О деятельности Дионисия мы знаем по трудовым соглашениям прежде всего.
Это был человек из Москвы, не бедного происхождения.
Между росписями Рублева во Владимире и ферапонтовскими росписями Дионисия прошло почти сто лет и это уже, конечно, целая эпоха.
Под началом успешного, востребованного и хорошо оплачиваемого мастера Дионисия трудится целая мастерская, в отличие от монаха-бессеребренника Рублева.
Начал работы Дионисий с росписей Боровского монастыря, от них ничего не созранилось. Был ещё Чигасов монастырь в Москве, не сохранилось и монастыря, не только росписей. Но росписи понравились царю, и он отдаёт Диониию заказ на три ряда иконостаса нового Успенского собора в Кремле (сохранились фрагменты в алтаре). Далее иконописец работал в Иосифо-Волоцком монастыре - собор был разобран в 18в., в Вознесенском монастыре в Кремле (уцелевшая после пожара икона Одигитрии находится в Третьяковке), иконостас храма Спасо-Каменного монастыря - там тоже все разрушено...  То есть из всего этого списка сохранилось до наших дней очень и очень мало.
В 1502 был расписан полностью храм рождества Богородицы в Ферапонтово, то, что сейчас мы называем музеем фресок Дионисия.


Монастырь был основан немного позднее Кирилло-Белозерского монастыря в начале 15 века, основатель - друг Кирилла, Ферапонт. Тогда был построен первый деревянный собор Рождества Богородицы.
А система монастырских вкладов возникла к преддверии конца света 7000 лет от начала летоисчисления. Тогда многие люди активно жертвовали в монастыри в надежде на спасение. И в 1490г. был возведен каменный собор. Это заслуга архиепископа ростовского Иоасафа (Иоанн Оболенский). Выстроили собор за один сезон, причем и строители, и материалы были привезены из Ростова, потому что на севере все было традиционно из дерева. Это стал второй каменный храм на Белооозерье. Выглядел он тогда несколько иначе, сейчас окружен другими постройками - см. светлый купол.


Дионисий приехал в Ферапонтово спустя 12 лет.
И здесь он работал в дар, и не было давления и желания заказчика, а, значит, это свободный полет желания и фантазии художника.
Два сына и ещё два помощника были при нем.


Расспотрим для начала росписи входа.


Верхний ярус - классический Деисус, моление о прощении, может быть разного масштаба, но принцип всегда по канону.
Здесь жест Иисуса отступает от канона, он как бы благославляет все белозерские земли. Ещё одно отступление - три и четыре фигуры по сторонам, не одинаково. Много исследований - почему так.
Ярус ниже - тема рождения Богоматери. Рождение, купание, сон и ласкание.


Если говорить о живописи, то здесь совершенно отличная от Рублева гамма, светлая и самый темный цвет - цвет неба. Небо - главное действующее лицо. И чёрного цвета нет вообще, он ликвидирован, и это тоже отход от канона. И убраны все страшные сцены страшного суда. Акцент не на страхе конца, а на ожидании вечности.
Ниже - два Архангела, Михаил и Гавриил.
Нижний ярус - белые пелены или полотенца отсылают нас к первым церквям, когда просто вбивались колышки в землю, вешалась ткань и шла служба. Белый цвет - чистота и преображение, новая жизнь.
Круги - византийские часы, а растительный орнамент - символ жизни мирской, земной.
В самом дверном портале над дверью богоматерь и два автора акафистов, это как титульный лист книги, предисловие к внутренним росписям. И система цвета росписи арок также не случайна.


Заходим внутрь.
4 столпа, крестово-купольный храм. Круг это небо, квадрат это земля - так везде, во всех культурах.
300 живописных сюжетов, мы конечно не поговорим про все, но все же. (к тому же я отвлекалась на рассматривание и запросто чего-то не услашала, а что-то перепутала, но в сети можно найти подробне описание фресок, я на это и не претендую)
Изображение в куполе - Христос-Пантократор (Небесный царь, Спас Вседержитель)


6 архангелов, утративших крылья в связи с окнами в 18 веке


Косынки отделяют станый и новый завет.
В медальонах изображения святых
На уровне окон акафистный цикл.
Богоматерь везде выделена цветом, это её собор, она здесь главная фигура.



На южной стороне лучше всего сохранился голубой цвет
Представьте, какие цвета были при новых росписях. Они не выцвели, но все равно постепенно осыпаются - перепады температур тут не как в Италии.


Напротив тоже пиры, но голубой цвет сохранился хуже.
И внизу пелены


Белый столбы это не пропуски. Это место для иконостаса, иконы 1485г., здесь был третий на Руси иконостас многоярусный, они только-только появляются.


И.Грабарь по прозвищу "Угорь" увез все иконы, разделив на два музея. И после 2000 года, когда монастырь вошёл в список ЮНЕСКО, часть икон сюда вернули. Но мы их в этот визит не увидим (запомнить на следующий раз)
Шествие грешников совсем не страшное, это ряд иноверцев.


Изображение геены огненной - и тут вспомним, что снаружи её как бы сдерживает арх. Михаил - но и так изображение неканонично. Это не чёрный змей, как было принято. выше - земля и вода отдают души грешников.


И на столпах небесные воины



В приделах Никола и Богородица





Над боковой дверью, левого, самого не популярного входа, надпись: "В лето 7010 месяца августа в шестое на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть подписывана церковь, а кончена на второе лето месяца от сентября в восьмое на Рождество Пресвятые Владычицы нашей Богородицы Марии при благоверном Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси при Великом Князе Василии Ивановиче всея Руси и при архиепископе Тихоне, а писцы Дионисий иконник со своими чадами. О Владыка Христе, Все царю, Избави их Господи от мук вечных".
Из этой надписи делаем вывод, что всего 34 дня делались росписи.


Сыновья Дионисия после окончания росписей известны, сам же Дионисий исчезает. Скорее всего, он принял постриг в этом же монастыре под другим именем. И это был его вклад в общину.

В коридоре информационные стенды про историю собора, технику стенописи, про краски и т.д.




На стену наносился грунт (известковый левкас). Это доломитовая известь, смешанная с мелкими волокнами льна. Предварительный рисунок выполнялся светлой краской. Чтобы сохранить ориентиры, контуры процарапывали в мягком левкасе. Писали сначала по сырому грунту пигментами на известковом молочке. Затем по сухому темперными красками.


Происхождение красок из местной гальки опровергнуто. Всего в росписях использовано менее 10 пигментов. Оттенки получены за счет смешения и наложения красок. Такие же смешанные краски были обнаружены в Европе, т.е. Дионисий, судя по всему, пользовался европейскими материалами.


Псевдомалахит - естественного происхождения, малахит и еще два пигмента зеленых оттенков - искусственного происхождения.




Далее у нас полчаса свободного времени.


Мы заходим в еще один храм - церковь-усыпальница преподобного Мартиниана.


Здесь сохранилось очень редкое изображение (без нимбов) еще неканонизированных в начале XVI в. основателей монастыря Ферапонта и Мартиниана. Их причислили к лику святых только в середине этого века.


В церкви с 1838 г. находится двухъярусный иконостас, изготовленный вологодским мещанином Николаем Милавиным.


И в надвратную церковь.


Над Святыми воротами сооружены две церкви - Богоявления и преподобного Ферапонта. Они уникальны полной сохранностью всех элементов своей архитектуры. Внутри обе церкви объединены в один небольшой объем, разделенный внутри аркой.
Во время ссылки в монастыре патриарха Никона в 1666-1676 годах церковь Богоявления была его домовой церковью. Здесь вел службу, находившийся вместе с Никоном, полуслепой поп Варлаам, так как бывший патриарх был лишен священнического сана.



Пора в автобус


Озеро. Все, противоположный берег пропал


Стихотворение Рубцова:
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель...
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле...

ХХХ
Примечания:
В Успенском соборе Кремля фрески Дионисия сохранились только под полом, остальные записаны при царе Алексее Михайловиче
(https://www.msk.kp.ru/daily/27088.4/4160222/)
**
Помимо росписи собора в Ферапонтово до нас дошли почти все иконы из деисусного и пророческого чинов ферапонтовского иконостаса, а также две иконы из местного ряда - «Богоматерь Одигитрия» и «Воскресение Христово» (обе находятся в Государственном Русском музее).
Из семнадцати икон ферапонтовского деисуса шесть - Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангел Михаил, Апостол Петр, Апостол Павел и Дмитрий Солунский - находятся в Третьяковской галерее, пять - Архангел Гавриил, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Георгий, Симеон Столпник - в Русском музее, четыре - Василий Великий, Апостол Андрей, Апостол Иоанн Богослов, Николай Чудотворец, Даниил Столпник - в Кирилловском музее-заповеднике. Семнадцатая, главная икона Деисуса, Спас в силах, не сохранилась.
**
Гид Алёна Георгиевна Гудкова - это лучшее, что я слышала в Ферапонтово.

церковь, фрески, икона, монастыри, вологодчина

Previous post Next post
Up