Дворцы немецкой слободы 17.09. - часть 1

Nov 25, 2020 18:56

Начнем с исторической справки.
Москва приростала слободами, "слобода" вообще от слова "свобода" - ее жители свободны от бояр, они служат госудорству. Иногда это освобождает от налогов на разное время, тогда, когда нужны были определённые люди.  Слободы делились на чёрные и белые относительно налогов.
Иностранных слобод было несколько, швейцарская осталась в названии 1-го и 2-го Спасоналивковских переулков, слобода Наливки.
Флорентийский купец Джованни Тедальди, несколько раз приезжавший в Москву в 1550-1560-х писал: «В городе Москве существовало нечто вроде маленького городка, называемого Наливки, где жили католики, но без церкви; они приезжали в этот квартал с правом продажи вина, пива и прочего, что не дозволено самим московитам, ввиду того, что им, как слишком склонным к пьянству, от которого сам государь весьма далек, он вообще не разрешает приготовления и продажи даже пива, исключая восьми дней до и после Рождества, когда пить позволено ради праздника».
Немецкая (напомним - немцами руссские люди называли всех иноземцев) слобода образовалась во времена Ивана Грозного (годы правления 1533-1584), который задолго до Петра пытался выйти к балтийским морям и отправлял боярских сынов учиться за границу. В результате случилась Ливонская война на 20 лет, а из перешедших на сторону русского царя и пленных образовалась слобода со свободами в производстве спиртных напитков. Напитки давались даже в долг.
Во времена Алексея Михайловича (годы правления - 1645-1676) Россия также нуждалась в свежем притоке образованных людей, свежих умов.
А теперь подойдем к  мозаичному панно, украсившего торец дома 1902г. в советское время.
Панно выполнено художником Дубцовым на основе гравюры европейского художника 17в.


Тут же, возле павильона метро, керамические панно, подаренные школой Андрияки, условно на них показаны три века: 16, 17 и 18.


Немцев-католиков в Москве недолюбливали, и после английской буржуазной революции немцев переселили с Поганых прудов на земли Яузы.
Тут в основном жили состоятельные грамотные целеустремленные люди с ноткой авантюризма, другие не ехали в Россию и не нужны были здесь.
На среднем панно - Лефортовский дворец, первый дворец, построенный на европейский манер, до этого были лишь палаты и терема.


Третье панно, век 18, превращение в модный район Москвы: Лефортовский мост, Казаков и Баженов, дворцовый период слободы, которому положил конец пожар 1812г. Далее дворянство здесь уже не селится, слобода становится куреческим районом.


Ладодская улица насит имя в честь кабачка "Ладога" 19 в., наискось от нее отходит улица Энгельса,  бывшая Ирининская по храму св.Ирины в Покровском, а ранее это была окраина слободы, и тут был рынок. Сама слобода ничего из с/х продукции не производила. Из окрестных сел - Красного, Елох и др. привозили продукты. Рынок также сгорел,  и эти дома  стоят тут с середины 19в. Ранее на стрелке стояла часовня Николая Чудотворца от Бирлюковской пустыни. Здание, венчающее стрелку сейчас также принадлежало монастырю.





Далее по улице нарядные здание в нео-русском стиле, тут предположительно располагался ресторан "Амстердам".
В 1873 сюда не преминул заглянуть Гиляровский, о чем пишет в книге "Мои скитания".


Усадьба купцов Матвеевых 1830-х годов находится в Волховском переулке, это полудеревянный-полукирпичный дом на основании старых палат.


Затем хозяева меняются, перед революцией домом владеют купцы Бутюгины , их дочь замужем за архитектором И.С.Кузнецовым, это автор Саввинского подворья, например, он и перестараивает этот дом в 1908-10гг. для своей семьи. Потомки жили в доме до 1975, но уже и тогда здесь появились коммуналки.В ужасном состоянии дом дожил до 2010 и сейчас по программе "Рубль за метр" приведен в порядок.
Москвичи презрительно называли местность "слобода Кукуй", несколько версий происхождения этого прозвища, но самое достоверное - от финно-угорского, так называли места, где жили язычники, не принявшие христианство. Таких топонимов достаточно много.

Казармы полицейской части. Тут вспоминаем историю с Гиляровским и младенцем, за которую он был отчислен из учебного заведения.


Тут видно, что группа не маленькая.


Часовня 1849г., превратившаяся в морг почти сразу. И до сих пор он тут, уже более 150 лет.


На месте деревянного здания был деревянный Марлинский дворец или Мурлынский от слова "мурлыкать", богадельня для певчих.

Усадьба 1759г., тогда участком владел сенатор и генерал-полицмейстер Петербурга Н.А.Корф. Затем хозяином числился адмирал Талызин, а в 1789 приобретает граф Д.П. Бутурлин.
Мать его - фрейлина, графиня Мария Романовна Воронцова, родная сестра Екатерины Воронцовой-Дашковой. Отец, Петр Александрович Бутурлин, тайный советник, камергер двора, дипломат.
Бутурлин надстроил еще один этаж, окружил дом каменными флигелями и оградой со львами на воротах.От дома шёл спуск к Яузе с парком и оранжереями.




«… Граф Бутурлин был одним из самых выдающихся людей по своей учености и знаниям, - пишетфранцузская художница Элизабет Виже-Либрен. - Он говорил с удивительной легкостью на многих языках, а разнообразнейшие сведения придавали его разговору чрезвычайную прелесть, но это его преимущество нисколько не мешало ему отменно держаться просто, равно как и принимать радушно всех своих гостей».
Вскоре граф женился, супругойстала его троюродная сестра, шестнадцатилетняя графиня Анна Воронцова.  Анна Артемьевна брала уроки акварели и живописи по слоновой кости. Она приходилась двоюродной племянницей бабушке Пушкина и водила дружбу с  его матерью, Пушкины часто бывали в гостях, ведь они снимали комнаты неподалеку. Тут проводились литературные вечера, частым гостем был также дядя Пушкина Василий Львович, бывали здесь и Карамзин, и Вяземский.
При пожаре тусадьба сильно пострадала, после чего Бутурлин уехал во Флоренцию, продав усадьбу купцу Тюфякину.
Купец патронировал театры, его недолюбливали, ибо он предпочитал французских актеров и не любил русских. В результате и уехал во Францию. И далее владеют домом различные купеческие фамилии.

Трущобы Немецкой слободы, полузаброшенные здания.






Женщина развешивает белье  на балконе, во дворе молодые люди курят кальян из багажника машины. Всюду жизнь.

Лефортовский дворец в 1696г. был заложен, через год Пётр уезжает в Великое посольство, оставляя за себя Ромодановского.
И вот мы на парковке университета им. Баумана, отсюда, увы, лучший вид на этот дворец. Раскрыта кладка петровских времен.


Дворец сохранился в первоначальной геометрии за исключением крыши и две арки заложены. (фото из Википедии)
Дворец должен быть на холме, вместо парковки было озеро, в результате запруженной Яузы.




Главный двусветный зал имел 25 м высоту, с потолка свисал двуглавый орёл, а стены были обиты красным штофом.
Москвичи называли Лефорта чертом, сбивающим с пути истинного царя православного. И дом стали звать Чертушкиным.
Случился стрелецкий бунт, он был подавлен Ромодановским, Петр прерывает посольство и приезжает чинить расправу в 1699г.
И тогда же происходит новоселье-карнавал, Никита Зотов - патриарх всего Кукуя. Проиллюстрировать можно книжной иллюстрацией.


15 тысяч человек были запреты в зале на три дня для празненств, впервые женщины были посажены за столом наравне с мужчинами. Люди перепились, сколько-то умерло от отравления алгокоголем. И через буквально месяц скоропостижно умер сам Лефорт.


Петр опять возвращается из Владимира-на-Клязьме. Москва потирает руки.
"Осталась у меня одна рука, хоть вороватая, да верная..." - говорит Пётр на похоронах.
И вот в этом дворце Пётр начинает резать бороды и рукава.
На боковой части флигеля виден культурный слой. Флигели были достроены уже Меньшиковым, это была его московская усадьба.


Фото из Википедии


Улица Коровий брод, ныне 2-я Бауманская, напоминает о старых временах, когда на Мясницкую гнали стада.
Две усадьбы 18в на углу, обе выходят фасадом на Старокирочный переулок.


Лютеранская кирха была заложена во времена Алексея Михайловича, рядом была устроена театральная хоромина. Эти немецкие актёры были приглашены во дворец  боярином Артамоновым.
Впоследствии рядом был построен католический костёл Петра и Павла. Лютеране были против, они боялись погромов, и что они пострадают заодно. Отсюда костёл впоследствии переехал в Милютинский переулок.
В Старокирочном переулке сохранидся т.н. "дом Анны Монс", спрятавшийся на территории завода точных приборов. Назван он был так чтобы спасти от сноса, на самом деле принадлежал врачам Ван-дер-Гульстам. Но это единственный сохранившийся дом той самой, до-петровской Немецкой слободы. Сейчас он выкуплен, надеемся, что с ним все будет хорошо.

Вернемся к дальнейшей истории Лефортовского дворца.
Меньшиков хотел женить свою дочь на наследнике, Петре Втором. Но он был не одинок в своих намерениях.



В 1727 году Меншикова обвинили в казнокрадстве,  лишили всех титулов и имущества и сослали в Сибирь, где он и умер. Дворец подготовили для нового императора. Здесь скоропостижно умерла сестра Петра Второго, Наталья, которая советовала брату не слушать бояр. За Петра Второго сосватали Екатерину Долгорукову, но молодой император умер от оспы.
Заглянем в арку сквозь решетку:



Затем в этом дворце были написаны кондиции для Анны Иоановны. Но жить здесь она не хочет и строит резиденцию на другом берегу Яузы. Дворец сильно пострадал в пожаре 1737г. Его поновляют перед коронацией Елизаветы Петровны, но императрица отдает дворец гвардейцам, а потом он снова горит в 1754г.
Ремонтируют Лефортовский дворец уже при Екатерине, но не по дворцовски. И при  чуме тут был устроен чумной карантин.
Потом от чумного дома шарахались, пока Александр Первый не превратил его в архив, который тут и продолжает быть по сей день.


А мы идем дальше, и продолжение следует...

ГпоМ, экскурсия

Previous post Next post
Up