Заканчивается учебная четверть. Заканчивается (в смысле, прерывается на каникулы и поездку домой) мой эксперимент по проведению игротеки по играм "
Банды умников".
Эта игротека родилась из идеи о том, что хорошо бы играть с ребёнком (в смысле, своим) в настолки. Которая не работает, когда нет компании (впрочем, с нашим ребёнком она не работает вовсе, но это другая история).
Дети набежали быстро. И продолжают набегать. После основных четырёх уроков в
Русской школе по субботам. Более старшие подтягиваются либо после пятого урока, либо часть детей приходит после шахмат. В общем, похоже, что играть лучше не 45 минут, а полную пару. Как-то одного урока нам обычно мало.
Где-то после первых пары занятий нас признали за организованную группу и выдали класс. За что отдельное спасибо Светлане.
В следующей четверти, думаю, нужно будет делить группу на 2-3 параллельных игры и искать помощников среди взрослых.
Мои наблюдения и педагогические приёмы:
1. Правила к каждой игре - это скорее набор рекомендаций, чем что-то незыблемое. Правила можно (и нужно) корректировать под конкретную группу. Но в каждом случае все участники игры должны понимать, по каким правилам игра идёт в данный момент (особенно, если это дети, которые играют в эти игры много и часто, и сами знают несколько вариантов правил).
Примеры:
Во Фрукто-10 можно играть как в кругу (когда есть одна центральная карточка и вторые - у игроков, так и индивидуально, когда у каждого игрока по две карты, но другие игроки не перебивают его ход мысли. Мы использовали этот вариант для знакомства с игрой, чтобы все привыкли к карточкам). У каждой игры Банды Умников есть несколько вариантов правил. Если их просто прочитать и понять логику их составления и балансировки игры, то подходящие варианты балансировки под конкретную группу можно будет выдумывать на ходу. В каждую новую игру мы обычно играем в упрощённом варианте сначала, чтобы младшие разобрались (у меня группа смешанная. От 5 до 9. И пятилетка справляется вполне!)
2. Балансировка. Выиграть должно быть возможно. Понятно, что кто-то выигрывает, а кто-то играет хуже. Интересно играть в игру, когда потенциально можешь в неё выиграть. И неинтересно - с очень большим разрывом, когда выиграть нереально. В нашей группе с большим разбросом по возрасту оказалось, что младшей девочке обычно достаточно бывает просто дать больше времени, чтобы она смогла справляться на равне со всеми. Иногда старшие нетерпеливы, и тогда они ей подсказывают, но я стараюсь, чтобы это не происходило совсем уж часто. Т.е. балансировка у нас происходит при помощи времени и подсказок. Если игра на скорость, то я стараюсь сделать так, чтобы у слабых игроков оказалось чуть больше времени (сильным сдаю карточки либо последним, либо медленно, чтобы младшие в это время уже могли думать над ходом). Но всё-таки при очень большом разрыве нужно будет делить группу (у нас просто младшенькая ну уж больно сообразительная!).
3. Должно быть не обидно. Всякие споры на тему "я хочу ходить первый (и я, и я)", "я хочу раздать карты (и я, и я)" должны решаться взрослым быстро и разумно. Чтобы правила были понятны детям (например, раздаём по очереди, ходим от младшего к старшему) и бардак и споры закончились и началась игра. Мне, вообще-то, кажется, что взрослый в этих игротеках-то и нужен, в основном, чтобы следить за порядком, напоминать, кто ходит, и что нужно брать карты, и выступать арбитром в спорных ситуациях. Если взрослый сам играет, то у детей уходит этическая диллема, против кого играть каточки всяких "гадостей" типа карты "пропуск хода". Впрочем, тут замечено естественное чувство справедливости: обычно такие карты играются у нас против самого сильного игрока, или того, кто в данный момент выигрывает.
4. Весело. Не знаю уж как у кого, но у нас весело всегда. Дети играют очень азартно, их только нужно чуть-чуть направлять, чтобы этот азарт не превращал игру в бардак. А то от азарта некоторые пытаются не в свой ход ходить. Или от азарта и нетерпения правила не дают объяснить новеньким. Вот это засада, вообще. Приходится их занимать перемешиванием карт или вообще непонятно чем, хоть прыжками на одной ножке, потому что просто подождать им ну очень сложно. Сегодня у нас было столько азартных воплей, что я думала, что если в соседнем классе идёт урок, то нас выгонят нафиг. Зато восьмушки складывают они уже в уме, похоже. Все, включая пятилетку.
Как они меня сегодня этой пиццей (игра "Делиссимо") замучили, а! Они же в неё два часа играли. Попытка переключить их на перемене на что-то другое кончилась тем, что к нам пришла новая девочка Маша... и "а давайте Маше пиццу покажем", и по новой... :)))
Для публикации фотографий требуется разрешение родителей, поэтому я раньше особо не публиковала массовых фотографий, некогда было опросами заниматься. Пора, похоже, анкету завести.
Некоторые дети (и родители, естественно) заказали мне привезти им игры и будут играть дома. Интересно, как в результате изменятся наши игротеки, и когда можно будет старших делать ведущими игру. (Это я так, себе на будущее складываю вопросы).