Вообще-то я планировал на этой неделе пост на другую тему. Но на волне впечатлений последних дней сдержаться не могу, посему, пока эмоции горячи, поведаю вам о своем первом учебном задании в Уорике (сегодня закончившемся, слава богу).
Возможно, вам уже доводилось слышать высказывания вроде того, что британские университеты - это место, где немецкие, итальянские и испанские профессора преподают американские знания китайским, индийским и русским студентам. Так вот, сообщаю теперь уже как очевидец - это совершеннейшая, отвратительно точная правда.
Ходят слухи, что на программах бакалавриата, а также на некоторых естественнонаучных и технических факультетах еще можно отыскать непуганых студентов-англичан. Я даже встречал нескольких - на улице и в общественных местах. Но у нас, на магистерской программе бизнес-школы, среди 31 студента нет ни одного настоящего англичанина (т.е. человека, который бы родился в Великобритании). Американцы - есть, есть немного разных европейцев (от Голландии до Греции), есть экзотические варианты вроде Эфиопии или Чили, хотя основная масса - это, конечно, всевозможные азиаты. Русских же, вернее русскоговорящих, тут четверо, так что мы образуем третью по численности диаспору после китайцев и индийцев. Правда, власть над нашим потоком мы уже захватили в свои руки, но это другая история :-)
Что касается преподавателей - не знаю, может быть, до конца курса кто-нибудь из местных еще и попадется. Но пока это - итальянка, немец и португалец...
Так вот, вся эта орава студентов была типа случайно размазана по 5 группам - очевидно, с тем, чтобы каждый оказался вне своей национальной среды. Правда, Настя сорвала джек-пот, оказавшись почему-то в одной группе с Юлей; но в целом затея удалась. Хотя в каждой группе есть больше одного китайца - просто потому, что их слишком много. И было все это интересно и весело, до тех пор, пока не пришлось вместе работать...
Позвольте мне представить свою группу в порядке возрастания адекватности (по моей субъективной оценке):
くりばら しおん. Да, именно так (из Фейсбука). Большинство китайцев по пока непонятным мне принципам выбирают себе человеческие имена, которые можно записать латиницей и произнести. Например, у нас есть Ринго, Кейт (это мальчик), Дженнифер, Дорис... Но не эта девочка. Мы пока так и не придумали, как к ней обращаться, поэтому между собой называем ее she и киваем в ее сторону. Она не возражает, потому что...
...она не говорит по-английски. В буквальном смысле. Можно к ней подойти и, глядя в упор, спросить что-нибудь - она будет смотреть в ответ и виновато улыбаться. Единственные звуки, которых от нее удалось добиться таким способом - нечто похожее на ok и yes. Мечта пикапера. Я сначала думал, что что-то не так со мной, но у остальных результат не лучше. При этом она приходит на все встречи, сидит, слушает и даже записывает на диктофон. Но не говорит ничего. Когда обсуждение доходит до распределения заданий, коллектив спрашивает ее: "эй, ты возьмешься за ХХХ?". "Ок," - отвечает она. К следующему митингу в ХХХ, разумеется, конь не валялся. Можно подойти к ней и ласково спросить: "привет, ты сделала что-нибудь?" Она будет улыбаться и молчать...
Впрочем, к самому последнему дедлайну она таки сделала один слайд. К сожалению, в финальную версию презентации он не вошел, но я не могу удержаться и не процитировать:
"If when Disneyland are proving their culture, meanwhile, consider about the culture and reality situation of other countrys
The key failure which cause by Ignore the cultural differences in Europe and the United States, did not do the business strategy the adaptive localization adjustment.
The Maslow’s Need Hierarchy can be a consideration to solve the problem."
Если вы хотите знать, каким образом она сдала IELTS/TOEFL и прошла отбор в Уорик, или например как она собирается писать десяток эссе в течение курса, то становитесь в очередь, потому что я сам сгораю от любопытства. А она не рассказывает...
Никита. Это
девочка. Из Индии. Пишет она на ужаснейшем сленге, вроде вот такого:
"hie ppl....sorry i cudn make to class dis week as i wasn keepn well bt m informed abt d assignment due to us. so wen r v meeting to complete the assignment or discuss abt it??????"
Говорит она примерно так же. Вообще индийский английский - очень любопытная штука, в корне отличающаяся от китайского, корейского, вьетнамского и тому подобных английских. Думаю, это связано с тем, что последние учат английский как иностранный, в то время как индусы считают, что это их родной язык, а значит, то, как они говорят - это правильно и всем должно быть понятно.
Понять Никиту действительно можно, по крайней мере основную суть сообщения. Проблема с ней в другом - ей все это не очень надо. Она не приходит на назначенные встречи или опаздывает на них, а придя, очень скоро начинает уговаривать всех разойтись или хотя бы отпустить ее. Задания делает спустя рукава и в целом, кажется, настроена на минимально возможные затраты труда с целью получения минимального проходного балла. Это плохо согласуется с настроениями других членов группы, у которых амбиций побольше.
Грег. Вообще-то Грегорио, но он всех просит звать его Грег. Он чилиец. Самый старший в группе. Цифру он не называл, но, думаю, ему около тридцати. Он здесь с женой и двумя маленькими детьми. На родине он работает преподавателем и приехал сюда за счет института, вроде бы для повышения квалификации.
Говорит он довольно забавно - у него большой словарный запас, но говорит так, словно читает английские слова по-испански. Это даже сложно назвать акцентом - абсолютно испанское произношение. На ум приходит только одна аналогия -
нетленная речь Мутко...
Впрочем, интересно не это. Грег уже получил в группе прозвание "Captain Obvious to the Rescue!" за свою манеру вклиниваться в любое обсуждение, говоря очевидные вещи. Причем сказать - мало; нужно повторить одно и то же несколько раз, чтобы все слушатели наверняка усвоили. Все уже давно поняли, вернее, знали заранее ту нехитрую идею, которую он счел нужным изложить, однако остановить бронепоезд совершенно невозможно. Само присутствие Грега удлиняет любое обсуждение раза в три, не внося в него никакой дополнительной ценности.
Впрочем, порученную работу Грег делает сносно, хотя и поверхностно. Но его выступление на сегодняшней презентации вместо регламентных двух минут заняло шесть...
Мария-Жозефина. Девушка со сложной и не очень понятной мне биографией - родилась в Греции, выросла в Ливане, а встречается с чуваком из Венесуэлы, с которым переписывается в Фейсбуке по-французски. Впрочем, английский у нее очень хороший, думаю, лучший в группе. Она уже училась в Англии, правда, в другом вузе и по другой специальности.
Единственный человек, которому реально интересно то, что нам (пока) рассказывают. Очень хочет делать все как можно лучше. Старается, вносит конструктив в обсуждение, правда, ей не хватает бэкграунда. Часто приходится пояснять ей базовые вещи. Но энтузиазма больше, чем у кого бы то ни было.
Минусы перфекционизма очевидны - может пообещать сделать работу к 9 вечера, а прислать под утро, часов в 6.
Дорис. Китаянка, которая уже проучилась тут четыре года в бакалавриате. Это заметно - у нее хороший английский, а еще она знает, как работает система. Это помогает.
Единственный недостаток - она, кажется, слишком привыкла все делать по инструкциям и предписаниям. Креативности ей не хватает, то есть, новых идей она практически не генерирует. И она не лидер. Ну вот вообще не лидер. Однако в обсуждении чужих предложений активно участвует, а порученную работу сделала хорошо и в срок (чуть ли не единственная).
Я пытался использовать ее в качестве канала связи с первой китаянкой, но не очень успешно. По какой-то причине Дорис испытывает к той антипатию и крайне неохотно с ней общается.
Наконец, ваш покорный слуга. Как вы, возможно, знаете, живое общение с малознакомыми людьми - не самая сильная моя сторона. И насчет лидерства я тоже довольно спокоен - в смысле, если есть человек, который знает, как сделать дело, и готов всех организовать - я легко уступлю ему сомнительное удовольствие всеми руководить и сосредоточусь на своей индивидуальной части работы. Беда в том, что, похоже, я снова попал в ситуацию, где такого человека нет.
Что касается теоретической подготовки - по потоку она очень разная, но в целом намного ниже, чем у меня. Я, разумеется, сужу по тому, что нам рассказывали эти три недели - как дальше дело повернется, не знаю. Содержание курса Foundation (а задание было именно по нему) повторяет те теоретические основы менеджмента и некоторых его направлений, которые я (намного глубже и подробнее) изучал на втором-третьем курсе. А потом повторял на четвертом, когда готовился к госам. А потом... в общем, знаю.
В самом начале я думал, что ребятам, которые не изучали менеджмент до поступления сюда, будет трудно и они будут чувствовать себя не в своей тарелке. Возможно, им действительно будет трудно, но не в своей тарелке себя чувствую я. Потому что даже те, у кого более-менее релевантная предыдущая специальность (вроде International Business) почему-то всех этих теорий не знают. А вот что я тут делаю?..
Да и практика - я за прошедшие годы неплохо натренировался делать презентации такого рода. Конечно, мне до сих пор заметно не хватает, например, дизайнерского таланта; но я знаю, какая должна быть структура, что должно быть и чего не должно быть на слайдах, и как все это нужно рассказывать. А для многих тут такая форма отчетности вообще в новинку...
Когда нам задали эту работу и я немного составил впечатление о нашей группе, я серьезно рассматривал несколько опций:
- Сделать все самому. Если регламент требует, чтобы все выступали, то вкратце объяснить всем, что они должны говорить, не погружаясь в суть. Если не требует - и того лучше, можно на них забить. Я уверен, что в этом случае затраты времени были бы меньше, а результат был бы лучше. Недостатки - кое-кто (думаю, Грег и Мария) был бы недоволен. Да и вообще, это как-то непедагогично. И неэтично. А я за минувшие три недели прочитал более 500 страниц про этику, зазорно мне быть после этого неэтичным...
- Обсуждать и распределять работу в узком коллективе - например, с Дорис и Марией, оставив в покое всех, кому это неинтересно. Насчет Грега не уверен - он, конечно, рвется во всем участвовать, но дискуссии с ним - это катастрофа. До сих пор перед глазами вчерашний день - мы собрались, просидели 4 часа и не сделали буквально ничего, препираясь о каких-то мелочах и слушая излияния Грега. Ненавижу такую трату времени.
- Наверно, наиболее правильный с точки зрения этики вариант - вовлекать всех, давать каждому свободу творчества, при этом бесконечно объяснять, согласовывать, исправлять ошибки, объяснять, почему это ошибки и их надо было исправить... Короче, делать работу учителя-наставника и надеяться, что труд (мой) сделает из обезьяны человека.
- Наконец, выбор пофигиста - забить на попытки научить людей уму-разуму, самоустраниться от организации, сделать хорошо свою часть, ответить хорошо свою часть, об остальном не париться.
Презентация, которую мы сегодня отвечали, была пробным заданием - то есть, оценивалась, но оценка эта ни на что не влияет. Поэтому я изначально решил пойти по варианту 3. Однако надо констатировать, что я облажался, и в итоге все скатилось к некой комбинации вариантов 2 и 4.
Не знаю, может ли в принципе хватить времени на то, чтобы по варианту 3 дойти до какого-то хорошего результата. Сейчас нам его не хватило; хотя гораздо раньше, чем время, закончилось мое терпение. Потому что очень сложно тащить в нужную сторону людей, которые не могут/не хотят идти сами...
Сегодня был трэш. Вчера после бездарно убитого дня мы в очередной раз распределили задания, и я плюнул: кто не сделает, тот сам виноват. В итоге нормально справились Мария, Дорис и я. Грег очень долго нес какую-то ахинею от себя. Никита сделала лажу, которая совсем не сочеталась с остальными частями. Что до "немой" китаянки, то, что сделала она, показывать было нельзя. Поэтому утром мы переделали ее слайды и дали ей листочек с репликами, которые она должна была просто прочитать. Однако она не справилась и с этим (никто не понимал, что она говорит), поэтому рассказывать выводы пришлось мне.
В итоге, если кому интересно, наша команда была оценена на 65+ (это примерно соответствует русскому "хорошо"), а среди пяти групп мы третьи. Меня такой результат не очень устраивает.
Теперь стресс прошел, и настало время подумать. Вариант 4 для настоящих заданий не годится, потому что оценка одна на группу, и я не хочу страдать от того, что кто-то ни хрена не сделал. Вариант 3 плох потому, что я тупо не осилю, мне кажется. Да и не стоит игра свеч. У нас ожидается всего 4 оцениваемых групповых задания за курс, и не факт, что все в этом составе (скорее всего нас перетасуют на других предметах).
Пока мне кажется лучшим вариант 2, не знаю только, с Грегом или без. Лучше без, но будет очень сложно ему это объяснить. Да и неправильно это.
Так вот, может у кого-нибудь из читателей моего уютного ЖЖ есть идеи на этот счет? Как от такого... гм... разношерстного коллектива добиться нужного мне результата? Я что-то в смятении после сегодня.
Вопрос, конечно, не срочный, но актуальный))