Ярослав Веров в Санкт-Петербурге

Aug 24, 2011 17:55

Оригинал взят у apervushin в Ярослав Веров в Санкт-Петербурге

Визит Глеба Гусакова gleb_gusakov в Санкт-Петербург не завершится презентацией издательства "Снежный ком Москва" в Буквоеде на Восстания. На следующий день (то есть послезавтра, 25-го августа) Глеб выступит в магазине-клубе "ЖУК" по адресу ул.Гороховая, д.33. На этот раз он будет представлять не издательство, а писателя Ярослава Верова (коллективный псевдоним группы авторов, к коей Глеб имеет честь принадлежать). Начало в 20:00. В продаже будут две книги: "Третья концепция равновесия" и сборник "Бозон Хиггса", в котором Ярослав Веров поучаствовал двумя текстами.

В связи с приездом Глеба я написал рецензию на роман "Третья концепция равновесия", который недавно прочитал. Рецензия -- ниже. А всех заинтересованных я еще раз приглашаю на эти две презентации.



НОВЫЕ КАРТЫ ГИТИК

Злословьте - я от рук отбился!
Пророчьте - мол, на дно паду!
НО!
Я в экзистенции родился
И в экзистенцию уйду!
Некто Лукреций

Начну с самого главного. Роман Ярослава Верова «Третья концепция равновесия» - событие для русскоязычной фантастики. И, как это часто случается, событие осталось незамеченным. Спешу исправить несправедливость, и обратить ваше внимание на этот необычный текст.
В фантастике есть несколько блистательных вершин, которые кажутся недоступными даже выдающимся профессионалам. Одна из них - вершина Станислава Лема, который с большим изяществом умел наполнить философским содержанием даже проходную анекдотическую историю. Мало кто из фантастов возьмется работать на таком же уровне, а уж писать под Лема и тем паче продолжать его в виде фанфиков вообще никто из серьезных прозаиков не рискнул. И всё же, когда я читал «Третью концепцию равновесия», то не мог отделаться от ощущения, что читаю очередную главу «Кибериады». И это не случайно - в центре повествования два персонажа: Фомич и Лукреций, которые заставляют вспомнить незабвенных Трурля и Клапауция. По условиям литературной игры они  столь же далеки от человека, как два робота из произведений Лема («гуманоид» в романе Верова - грязное ругательство), распоряжаются значительными ресурсами и энергиями, но при этом вполне человечны и в своих реакциях хорошо узнаваемы. Однако есть и существенное отличие: если у Лема абсурдность бытия - заданное условие (его даже можно воспринимать как базовое фантдопущение в циклах «Кибериада» и «Звездных дневниках Ийона Тихого»), то у Верова она настолько вплетена в ткань повествования, что без ее доминирования роман просто рассыпался бы на несвязанные эпизоды. В этом плане «Третья концепция равновесия», скорее, заставляет вспомнить советский фильм «Кин-дза-дза» и цикл Дугласа Адамса «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом». Объяснение простое. Дело в том, что Станислав Лем - строгий логик, его мир подчиняется строгим механическим законам, но именно внутри строгой формальной логики великий писатель обнаруживал массу парадоксов, обсуждению которых и посвятил значительную часть своего творчества. Ярослав Веров - физик XXI века и, как любой современный физик, знает, что абсурдно само устройство Вселенной, что познание истинного мироздания может свести строгого логика с ума. И Веров видит только один выход для спасения рассудка - ирония. «Третья концепция равновесия» - это ироническая (не юмористическая и не сатирическая) научная фантастика. И когда, прочитав уже треть, понимаешь это, на ум сразу приходит творчество еще одного автора - Роберта Шекли, который был мастером по части иронического осмысления старых научно-фантастических сюжетов.
Перечисление знаменитых авторов, наверное, приводит к мысли, что «Третья концепция равновесия» - очередная постмодернистская «штучка». Но если такое впечатление у кого-нибудь из читателей и сложится, оно будет ошибочным. Постмодернизм - это сплав аллюзий и реминисценций, банальных стереотипов и скрытых цитат; за счет остроумия и таланта автора этот сплав обретает качественно новое звучание. Писатель Ярослав Веров любит прибегать к постмодернистским приемам в своем творчестве, но «Третья концепция равновесия» в этом смысле стоит особняком. Роман можно позиционировать только как модернистский - в нем есть все видовые признаки литературного модернизма: отказ от предшествующего опыта русскозычной фантастики, желание задать новый стандарт и даже новый уровень фантастической прозы, непрерывный художественный эксперимент при внешней простоте сюжета (два авантюриста устроили в галактике очередной тарабам, претерпели, но в итоге оказались правы).
Увы, у романа имеется недостаток - его автор переоценил современного российского читателя фантастики, не стал делать скидку на образованность и возраст. Первые главы книги трудно одолеть. Сначала возникает ощущение, что перед тобой запись какого-нибудь «капустинка» в ФИАНе (скорее всего, оно возникает из-за доморощенности некоторых терминологических шуток), потом начинаешь напрягаться, пытаясь удержать в голове многочисленные детали и деталюшки повествования (а они важны), а добивает слегка навязчивое желание автора рассказать как можно больше, втиснуть в текст огромное количество идей, теорий, концепций. Наверное, чистое удовольствие от текста получит только профессиональный физик, но как раз ему многое в этой «магии» может показаться банальным.  Впрочем, если набраться терпения и преодолеть первые главы (пропустить их нельзя - в них обрисована расстановка сил перед началом действия), то незаметно привыкаешь и к описываемым мирам (реальному и «мнимому»), и к странным персонажам (всё-таки они люди и духовно эволюционируют подобно людям), и к новому жаргону («люпус» и «клюпы» стали для меня почти такими же родными, как некогда «ку» и «кю»), и к многозначительности авторского текста (я бы даже сказал «потенциальной многовариантности при дальнейшей интерпретации», но уж больно коряво звучит).
«Третья концепция равновесия» - отличный роман. И прежде всего потому, что автору удалось изящно соединить высокое с низким, что получается далеко не у всех. К сожалению, на роман поступило мало отзывов. И это, к сожалению вдвойне, говорит не столько об авторе, сколько о читателях. Мне вот интересно, господа литературные критики, вы ЕЩЕ не способны осилить этот текст? Или УЖЕ не способны?..

перепост

Previous post Next post
Up