Кирпичное клеймо "УФА Воскобойниково П.П."

Jul 22, 2020 20:55

Хоть и обещала в предыдущем посте написать «завтра», про найденное клеймо, но сбор данных отгрыз неделю, а потом ещё и поломка ноутбука. Но давайте по порядку. Те, кто читал давешний пост про станцию Кротовка, помнят, что на руинах «уходящей натуры» - ж/д строений, я с товарищами нашла, не свойственное местности, кирпичное клеймо. Сначала нашими находками были его фрагменты:






которые мы маниакально складывали, как пазлы.



Володя, вооружился щеткой и наводил лоск на фрагменты клейм



Мне ужасно хотелось найти целое клеймо, и в поисках нами были перевернуты десятки кирпичей. Сначала товарищам попалось почти целое клеймо на битом кирпиче:



А потом, после пары-тройки целых «слепышей»,, когда надежда уже меркла, я нашла под листом фанеры этот чудесный экземпляр:



Немножечко зачистить цемент и самое то)))

А теперь перейдем к клейму, - Воскобойниково находиться не желало... Потерзав интернет и справочники, я попросила помощи уфимского коллекционера Дениса, таким образом в моих руках появилась ниточка и клубочек размотался


Кстати только в этом справочнике фамилия Павла Павловича фигурирует с названием имения, - тем ценнее эта подсказка Дениса.
Дальнейший поиск принес много интересной информации. Начнем издалека, - с происхождения имения Воскобойниково. По этой истории можно было бы снять неплохую мелодраму))) в конце 1820-х годов на деньги сенатора М.А. Обрескова строится сельцо Ивано-Ключевское, это событие совпадает с разводом и повторной женитьбой сенатора, ну и по законам мелодрамы, бывшая супруга начинает тянуть с бывшего мужа денежку. Денег нет, но зато на сцене появляется наш герой - блистательный Иван Тимофеевич Воскобойников: кандидат хирургии (1797 год), штаб-лекарь (1802 год), прославился борьбой с эпидемией холеры в Оренбургском крае в 1830 году. На интересующую нас дату он  - коллежский советник.




Фотография взята с сайта Уфимского журнала

В своем объявлении от 31 марта 1834 года, Иван Тимофеевич просит зарегистрировать своих крепостных в новоустроенном сельце Ивано-Ключевском. Воскобойников покупает оба участка сенатора в 1139 дес. 1148 саж. и 260 дес. 1473 саж.- по генеральному межеванию и строит усадьбу и деревню на берегу озера Ольхового. Крепостных наш герой начал приобретать с 1828 года, стоили они по тем временам очень дорого - от 250 до 600 рублей за душу. К 1835 году имение насчитывало 35 душ крепостных - мужчин, женщин и детей. Первые годы все шло ровно и гладко - хозяин обеспечил крепостных жильем и освободил от податей на время обустройства, но потом начался натуральный исторический детектив с элементами хоррора. Скорее всего с крепостными Воскобойникову не повезло, - купил он весьма разношерстную толпу и, ввиду дефицитности крепостных, продали ему буянов, пьяниц и дебоширов, от которых не жаль избавиться. Как только минул период становления имения, крепостных обложили податями и работами на хозяина, что вызвало их протест. Сначала искушенные в законах крестьяне стали писать жалобы губернатору о незаконном удержании. Интересно, что суд признал сделку незаконной, но прежняя хозяйка Варвара Ивановна Брудинская даже слышать не захотела о возврате ей крепостных и расторжении сделки. Называется - уж не повезло так не повезло... Дальше больше, - в 1840-х вокруг семейства Воскобойниковых разгораются скандал за скандалом. 9 ноября 1943 года оренбургскому вице-губернатору А.А. Македонскому поступает жалоба на Воскобойникова, что Елизавета Иванова (Ивановна) жена его дворового Ивана Степанова (Степановича) родила мертвое дитя пока он - барин находился в отъезде. Македонский поручает уездному исправнику Киричевскому провести расследование. В тот же день Иван Матвеев - староста сельца Ивано-Ключевского снял показания при понятых и записал со слов крепостных, что в имении этом происходит душегубство и мертвое дитя родилось от наказания матери. Тут история начинает приобретать черные тона и вспоминается Салтычиха. Показания крепостных одно другого ужаснее. Старостиха Степанида Димитриева (Дмитриевна) утверждала, что барин часто применял к крепостным телесные наказания, особенно к женщинам, находящимся в положении, более того крепостные утверждали, «что Воскобойников делает притязании ко всем крестьянам своим единственно из того, что крестьяне не выдают ему своих дочерей для насильственного с ними блудодейства, к чему он часто стремится, о каковых поступках уже было доведено до сведения бывшего Гражданского Губернатора Гевлича»

Нет смысла пересказывать весь огромный и интересный труд изданный краеведами Михайловки, - название его я приведу в конце статьи. Обобщая скажу лишь, что это было не единственное скандальное дело заведенное на Воскобойникова, обвиняли его в избиениях и действиях насильственного характера, после смерти отца в том же обвинялся и его сын. Шли годы и состояние Воскобойниковых таяло, имение стали потихоньку, частями продавать местным помещикам. В 1850 году старый барин умирает, а его наследники не горят желанием там жить после десятилетия скандалов. На момент отмены крепостного права имение было поделено между двумя детьми Воскобойникова и за ними числилось 27 душ крепостных. В принципе с этого момента наступает период, когда усадьба с землями переходила из рук в руки. Сначала часть ее за долги отсудил полковник Падейский, некоторую часть прибрала к рукам казна. За Воскобойниковыми продолжала сохраняться сама усадьба да несколько десятков десятин пашни и леса, хотя сами они в ней давно уже не жили. Так как детективные подробности остались позади, пройдемся по хронологии владельцев до периода появления хозяина кирпичика. В 1860 году владельцем части земель становится дворянин Брейдигам, в 1862 году он перепродает их кандидату коммерции Кекишеву и 21 августа 1862 года Николай Иванович Воскобойников продает усадьбу и остаток земель купчихе 2-ой гильдии Авдотье Федотовне Мыльниковой за 7700 рублей серебром. На 1870-1871 земли принадлежат капитанше Дудкиной. В планах местности на 1872-74 гг. усадьбы уже не видно. Фигурант нашей длинной повести - Павел Павлович Подашевский появляется близ Ивано-Ключевского в 1887 году, - он получает в наследство небольшой участок земли в Ивано-Ключевском, а в 1892 году покупает часть имения Воскобойниково. В 1897 году дворянка Анна Михайловна Подашевская покупает небольшой участок земли в 5 десятин рядом с мужем Павлом Павловичем. Уже к 1900- м годам Подашевские создадут здесь крупное сельскохозяйственное производство. А сейчас обратимся к той справочной информации, которую удалось найти:
«Полный список населённых мест Уфимской губернии на 1896 год» - это самое начало деятельности Павла Павловича - семь дворов и 39 жителей.



«В 1899 году дворянин, отставной коллежский регистратор Павел Павлович Подашевский являлся избранным депутатом от дворянства Уфимского уезда, состоял членом Губернского присутствия по государственному квартирному налогу, почѐтным членом благотворительного Губернского попечительства о детских приютах, а в Уфимском городском общественном банке был членом учѐтного комитета1. П.П. Подашевский нигде не служил, оставался в невысоком чине коллежского регистратора, но при этом его выбирали на общественные должности, а в важнейший учѐтный комитет приглашали только опытных и известных предпринимателей. Основным родом деятельности Подашевского являлось, видимо, управление семейной собственностью в виде поместий и др. Немногочисленную информацию о П.П. Подашевском разыскал краевед Ю.В. Ергин, объявленное имущество его к 1901 году оценивалось в 7350 руб., в Нижегородке у Подашевского действовал небольшой кирпичный завод (30 рабочих, выпускалось продукции на 9900 руб. в год). В 1906 году дворянин П.П.Подашевский предложил перевести в Уфу Варшавский университет, но идея осталась только на бумаге». ( источник: М.И. Роднов «Михайловка: дорогами прошлого»)

Согласно справочника «Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской губернии на 1906 год» население имения состояло из пяти дворов и 37 жителей. То есть за 10 лет хозяйство претерпело некоторые изменения.



Удалось найти две справочные книги «Список домовладельцев по улицам УФА Справочная книга УФы с приложением плана на 1908 год» и такая же книга на 1913 год. Так как сведения в них идентичны, то приведу вырезки из одной на 1913 год. Итак за матерью и сыном Подашевскими числилась следующая собственность:











Это дом матери Подашевского.

Теперь черед кирпичного хозяйства из этого же справочника





А здесь маленький коллаж из Памятной книга по Уфимской губернии на 1912 год. Сделала для удобства восприятия



Также нашлись сведения в указателях фабрик и заводов:

«Фабрично заводские предприятия Российской Империи на 1909 год Езиоранский Леон Карлович.»



«Список фабрик и заводов всей России на 1910 год.»



«Фабрично-заводские предприятия Российской империи исключая Финляндию 1914 Езиоранский Леон Карлович.»



Помимо изготовления кирпичиков, Подашевские выращивали рожь и озимые, имели небольшой конезавод, где разводили орловских рысаков, занимались садоводством, скотоводством и птицеводством. В хорошие руки попало имение Воскобойникова. Сейчас этих мест на карте Уфимской области нет - сгинули в пятилетках социалистических строек, но остались кирпичи с клеймом Павла Павловича Подашевского и эти кирпичи помогли поднять пласт забытой истории.
В статье использовались материалы книги М.И. Роднов «Михайловка: дорогами прошлого».

паровозноедепо, brick_stamp, кирпичноеклеймо, кирпич, самаро-златоустовскаяжелезнаядорога, самарскаяобласть, клеймо, brickstamps, старыйкирпич, железнодорожнаястанция, oldbrick

Previous post Next post
Up