На фоне российско-украинского кризиса прошла незамеченной знаменательная дата. 1100 лет назад, в 915 году, кочевые племена печенегов, являющиеся одними из предков современных украинцев, вышли к южным рубежам Древнерусского государства и заключили мир с князем Игорем. Об этом событии сохранилось упоминание в летописях:
«Приидоша Печенези первое на Рускую землю и створивше миръ съ Игоремъ, идоша къ Дунаю» [ПСРЛ, II, с.32].
В конце IX в. Хазарский каганат вступил в период упадка, вызванного длительными междоусобицами и религиозной смутой. Ослабление могущественного государства послужило импульсом для выхода из хазарской конфедерации племен и племенных союзов, ранее плативших дань кагану.
Именно к этому периоду следует относить формирование в восточноевропейских степях нового кочевнического союза - печенегов. В латиноязычных и византийских источниках они известны под именем «пацинаки» или «пачинакиты», в арабских - «баджнак».
О происхождении этнонима «печенег» («беченег») существует несколько мнений. Представляется весьма вероятным, что это слово является производным от тюркского имени Бече - так звали, видимо, первого вождя печенежского племенного союза. У степных племен известно несколько примеров такого происхождения этнического наименования - по имени первого главы правящего в союзе рода [Плетнева, 1990, с.9].
Другие исследователи рассматривают название «печенег» как производное от общетюркского слова «бачанаг» - «шурин» или «свояк», и считают, что в этом имени отразился тот факт, что печенеги были когда-то привилегированной частью кочевого объединения огузов, среди родов которых выбирались невесты для правивших династий огузов [Федоров-Давыдов, с.135; Пріцак, с.95].
В первые десятилетия своего существования орды печенежского союза кочевали в степях Заволжья. Там началось формирование политического объединения и печенежского этноса с общей для него материальной культурой.
В заволжских степях печенеги теснились между значительно более сильными соседями - уграми, кипчаками, огузами, Хазарским каганатом. Почувствовав ослабление последнего, они двинулись к западным рубежам своих кочевий. Хазары попытались остановить продвижение печенежских орд. Каган заключил союз с огузами, рассчитывая силами союзников разгромить неожиданных захватчиков. Однако результат этого соглашения оказался совершенно другим. Огузы, по словам византийского историка императора Константина VII Багрянородного, «пойдя войною на пачинактиов, одолели их и изгнали из собственной их страны…» «Пачинакиты же, - пишет он, - обратясь в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения» [Константин Багрянородный, с.155].
Путь печенегов по захваченным землям в конце IX - первом десятилетии X в. сопровождался пожарищами, гибелью множества поселений, крепостей и даже городов. Этот период продвижения печенежских орд на запад нашел отражение в персидском географическом труде «Границы мира» (Худуд ал-Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб), составленным неизвестным автором в X в. В нем говорится о двух ветвях печенегов: тюркской и хазарской. Расселение тюркских печенегов описывается следующим образом: «К востоку от этой страны - пределы гузов (Ghuz); к югу от нее - пределы буртасов (Burtas) и барадасов (Baradhas); к западу от нее - пределы маджгари (Majghari) и русов (Rus); к северу от нее - (река) Рута (Rutha)» [Hudud al-Alam, с.101].
Исходя из этого описания, местонахождение кочевий тюркских печенегов можно определить в пределах Днепро-Донского междуречья. Название «тюркские» эти печенеги получили от наиболее опасного для них в те времена соседа - огузов-тюрков. На запад от них лежали владения мадьяр-угров и Руси. Территории Древнерусского государства находились севернее основного направления печенежской экспансии, направленной на захват степных пастбищ. Поэтому печенеги вначале ударили по венграм, жившим тогда в Днестро-Днепровском междуречье, называемом Ателькуза (Etelköz). Воспользовавшись тем, что основные силы венгров отправились в поход, печенеги напали на их страну и, по словам Константина Багрянородного, совершенно истребили их семьи и прогнали воинов, охранявших кочевья. Вернувшись из похода, венгры нашли свою землю разоренной и занятой врагами. Потеряв надежду удержаться здесь, они повернули на запад. Однако этому предшествовала, видимо, попытка захвата наиболее близких от Ателькузы территорий, а именно лесостепных пастбищ на русском приграничье. Случилось это в 898 г., о чем сохранилась короткая запись в летописи: «Идоша Оугре мимо Киевъ горою… и пришеде къ Днепру, сташа вежами» [ПСРЛ, II, с.17-18]. Очевидно, они попытались задержаться здесь, но встретили сопротивление русских пограничных полков и потому, не вступая в битвы, двинулись через Карпаты в Подунавье.
О землях второй ветви печенегов, названных персидским автором хазарскими, сообщается следующее: «К востоку от нее гора хазар (Khazars); к югу от нее - аланы (Alans); к западу от нее - море Гурз (Gurz); к северу от нее - мирваты (Mirvat)» [Hudud al-Alam, с.160]. Как видно, данные об этой ветви еще более неопределенные. Единственным ясным ориентиром являются аланы, обитавшие в предгорьях Кавказа. Упомянутое море Гурз, по всей видимости, Азовское и часть Черного. Тем не менее, примерное местоположение хазарских печенегов все же можно установить - это междуречье нижнего Дона и Кубани.
Источники упоминают об еще одной группе печенегов, обитавших в Заволжье. Проезжая через заволжские степи в начале X в., арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан встретил там печенегов, кочующих у воды, «похожей на настоящее море». Вероятно, речь идет о соленом озере Челкар (Шалкар). Рассказывая о них, ибн Фадлан пишет: «Они - темные брюнеты с совершенно бритыми бородами, бедны в противоположность гуззам» [Ибн Фадлан, с.130]. Очевидно, это те печенеги, которые не последовали на запад, а остались на прежних кочевьях, подчинившись огузам. Об этой группе печенегов подробно писал и Константин Багрянородный: «Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие особые признаки (чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих): ведь одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самих плеч, стремясь этим как бы показать, что они отрезаны от своих и от соплеменников» [Константин Багрянородный, с.157].
Таким образом, к середине X в. печенеги занимали в степях от Волги до Дуная громадные территории. О политической географии печенежских земель и размещении на них отдельных орд, или фем, подробно рассказывает все тот же Константин Багрянородный. «Да будет ведомо, что вся Пачинакия делится на восемь фем, имея столько же великих архонтов. А фемы таковы: название первой фемы Иртим, второй - Цур, третьей - Гила, четвертой - Кулпеи, пятой - Харавои, шестой - Талмат, седьмой - Хопон, восьмой - Цопон». Фемы Цур (или Куарцицур), Кулпеи (Сирукалпеи), Талмат (Вороталмат), Цопон (Вулацопон) расположены к востоку от Днепра вплоть до Волги. Остальные четыре фемы: Хопон (Гиазихопон) расположена рядом с Булгарией, в полдня пути от ее границ (15-20 км); Гила находится от Венгрии на расстоянии четырех дней пути; Харавои - в одном дне от южной границы Руси; Иртим (Иавдиертим) - по соседству с «подплатежными стране Росии местностями, с ультинами, дервленинами, лензанинами и прочими славянами». Далее Константин писал, что соседями восточной группы печенегов были Узия и Хазария, расстояние до которых равнялось пяти дням пути (около 200 км), Алания, земли которой располагались в шести днях пути, и Мордия (мордва), находившаяся от них на расстоянии десяти дней пути [Константин Багрянородный, с.157].
Сделанное Константином Багрянородным описание является наиболее полным и подробным рассказом о местопребывании печенегов в восточноевропейских степях в X в.
Печенеги фактически уничтожили Хазарский каганат. Они подорвали его экономику: большинство богатых земледельческих поселений лесостепной и степной зон Подонья было разрушено. Население было частично уничтожено, частично вошло в кочевой союз печенегов. Огромный урон претерпела торговля каганата, были нарушены его дипломатические связи. Захват печенегами степей между Доном и Кубанью отрезал Хазарию от Византии. Также кочевники разрушили некоторые города на побережье и поселения в Восточном Крыму. Таким образом, все важнейшие связи Хазарии с торговыми партнерами, союзниками и вассалами оказались нарушенными. Государство неизбежно шло к гибели, к середине X в. сократившись практически до размеров личного домена кагана [Плетнева, 1986, с.67].
Итак, ни огузы, ни хазары не представляли для печенегов опасности. Византия оставалась далекой и еще недоступной страной - дойти до нее было невозможно, поскольку печенеги для этого должны были пересечь Дунайскую Болгарию, оставив в тылу не только самих болгар, но и стремительно набирающего силу противника - Русь. Это была единственная сила, способная противостоять кочевническим ордам.
Впервые русичи столкнулись с печенегами в 915 году. Очевидно, в процессе расселения по степи печенеги попытались захватить и лесостепные области, принадлежавшие Руси. Натолкнувшись на сопротивление русских дружин, печенеги для обеспечения себе спокойного тыла заключили мир с Русью и откочевали к границам Болгарии и Венгрии [Плетнева, 1990, с.15]. Также следует отметить, что к тому времени печенеги втянулись в конфликт между Византией и Болгарией и, очевидно, пытались предупредить участие в нем Руси.
Печенеги не отличались постоянством своих политических ориентаций. Видя заинтересованность в них Византии, Руси, Болгарии и Хазарского каганата, они поочередно выступают союзниками каждой из этих сторон, получая от них богатые дары. Практика разрыва с прежними партнерами ради ситуативных союзов с другой стороной в этот период была весьма распространена, и печенеги охотно участвовали в геополитических интригах соседей.
Источники:
Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. - Х., 1956.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. Текст. Перевод. Комментарий. - М., 1989.
Плетнева С.А. Половцы. - М., 1990.
Плетнева С.А. Хазары. - М., 1986.
Полное собрание Русских Летописей (ПСРЛ). СПб., 1908, т. II. Ипатьевская летопись. Переиздание: М., 1962.
Пріцак О.Й. - Печеніги. - Український історик, 1970, №01-03.
Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. - М., 1966.
Minorsky V. Hudud al-Alam. The regions of the world. - L., 1937.