Шпион, выйди вон!

Jan 13, 2012 12:17




Год: 2011
Страна: Германия, Франция, Великобритания
Режиссер: Томас Альфредсон

«Шпион, выйди вон!» - экранизация произведения известного автора шпионских романов Джона Ле Карре. Этот факт требует двойного подчеркивания. Во-первых, шпионские детективы этого классика жанра можно было бы назвать эдакими «производственными романами» с будничной атмосферой, лишенной романтики, ежеминутных перестрелок и всех прочих атрибутов, к которым привыкли поклонники «отца» Джеймса Бонда, Яна Флемминга, героев которого Ле Карре называл фальшивыми и имел на то полное право, поскольку сам много лет работал в британской разведке и контрразведке и знал всю эту шпионскую кухню изнутри. Во-вторых, как и положено роману, оригинальное произведение обладает разветвленным сюжетом, детальным описанием характеров, быта, атмосферы. Эти два фактора не могли не отразиться на экранизации.
Итак, если вы поклонник агента 007 и  ждете от фильма динамичного действия, захватывающего сюжета и постельных сцен, то фильм Томаса Альфредсона вас явно разочарует. Правда, там есть одна постельная сцена, когда один работник британской разведки бьет морду своему подчиненному, лежащему на диване, но это не совсем то, чего мы ждем от Джемса нашего Бонда, привыкшего на диване пользоваться совсем другим инструментом.
Фильм медлителен, тягуч, как крутой кисель, и по-средневековому темен, будто в Англии постоянный дождь, туман и стоит непреходящая круглогодичная осень. Света в нем очень мало в буквальном смысле этого слова. Все подернуто эдакими шпионскими сумерками,  в которых удобно прятаться и гадить оттуда разведке ее Величества английской королевы и прятать собственные тайны. В общем, фильм вышел довольно-таки атмосферным. Но, господи, как же скучно живется английским джентльменам в этом шпионском болоте. Недаром главный персонаж в исполнении Олдмана внешне так напоминает умную жабу в очках. Некоторые зрители, наглотавшись вдоволь джентльменского быта и шпионских потемок, засыпали, не досмотрев фильм до конца. Оно и понятно.
Олдман, сыгравший агента Смайли, безусловно, был на высоте. Режиссеру, несомненно, удалось передать атмосферу романа, и даже сам автор картину очень и очень хвалил. Но, кажется, что одной атмосферой и актерской игрой внимание зрителя не удержать. Как упоминалось выше, оригинал обладает разветвленным сюжетом, поэтому перед сценаристами стояла очень непростая задача втиснуть все это богатство в почти два часа экранного времени. Два часа - это хронометраж приличный, но у меня создалось такое впечатление, что и этого было недостаточно, а исходного материала хватило бы на целый сериал, который, кстати, англичане и сняли по книге в 70-х годах. А тут одна серия вместо семи!
Сюжет вышел рваным, непонятные (а в некоторых случаях совершенно ненужные) персонажи будто выскакивали из-за угла неизвестно зачем и скрывались за следующим темным углом, оставляя после себя лишь недоумение. Интрига, без которой немыслим шпионский триллер, увязла в атмосфере и сюжетных неудачах. Было совершенно все равно, чем это кончится и кончится ли вообще.
Previous post Next post
Up