Двойка, горячие стержни и коробок спичек

Aug 17, 2024 11:11

В начале апреля 1932 года в Нью-Йорке (США) состоялась презентация автомобиля, ставшего суперзвездой с момента своего создания. Автомобиля, породившего знаменитый термин "Хот род" (англ. Hot rod - буквально "горячий стержень"; но считается, что здесь "rod" является сокращением от слова "roadster", т.е. "автомобиль со съёмной крышей"). Этим автомобилем был Ford V-8 (также известный, как Ford Model 18). Это был первый массовый автомобиль, оснащавшийся 8-цилиндровым двигателем, а благодаря сочетанию невысокой цены и динамических характеристик, он стал настоящим бестселлером (из 210 тыс. автомобилей Ford Model B, выпущенных в 1932 году, около 180 тысяч экземпляров относятся к "Модели 18", то есть, были укомплектованы двигателем V-8).

Первый серийный автомобиль Генри Форда, Ford Model T, получил народное прозвище "Тин Лиззи" (англ. Tin Lizzy, т.е. "Жестяная Лиззи", что намекало на распространённую кличку рабочих лошадей).При этом, "Т" выпускалась почти 20 лет, с 1907 по 1927 г. "Ford Model B" 1932 года, получившая имя "Двойка" по цифре года выпуска (англ. Deuce, т.е. "двойка"). Интересно также, что у слова "Deuce" существует и второе, разговорное, значение - эмоциональное восклицание, аналогичное русскому "чёрт!".




Газета "New York Times" рассказывала, как в день дебюта Ford V-8 толпы людей стекались к штаб-квартире Ford в Нью-Йорке, на углу Бродвея и 54-й улицы. “По фактическим подсчетам, - писала газета, - к шести часам вечера число осмотревших автомобили превысило 40 000 человек, и посетители по-прежнему прибывали со скоростью 4500 человек в час. Данных о количестве заказов не поступало, но многие дилеры подтверждали, что уже получили заказы на новую модель".



Несколько страниц из рекламной брошюры Ford 1932 года:





Как видим, всего было доступно аж 14 (!) вариаций новой модели. Причём, следует отметить, что параллельно с V-8 выпускалась машина с 4-цилиндровым двигателем, которая называлась "Model B". Таким образом, покупателям было доступно аж 28 (!) вариантов машины, на любой вкус и кошелёк. И желающих были тысячи, сотни тысяч! Напомню: это было время т.н. "Великой Депрессии", самая середина мирового экономического кризиса, наиболее тяжёлыми годами которого считается период с 1929 по 1933 гг.

И уже тогда первые покупатели, получившие в своё распоряжение недорогую машину с двигателем V8, начинали экспериментировать в попытках извлечь больше мощности и больше скорости из машины. К слову, "Двойка" V-8 обладала заводской мощностью в 65 лошадиных сил (при рабочем объёме в 3,6 литра). Максимальная скорость машины составляла около 122 км/час (76 миль/ч), а время разгона до "сотни" (точнее, 0...60 миль/ч) - 16,8 секунд. Очень неплохо для 1932 года!




После Второй Мировой войны, с экономическим подъёмом в США, началось бурное развитие любительских автогонок на переделанных своими руками машинах (так называемый "хот-роддинг"). И самым популярным автомобилем для переделки в "гоночный болид", разумеется, был самый дешёвый из самых мощных - а им, как легко догадаться, был родстер Ford 1932 модельного года с двигателем V8, оригинальная заводская цена которого составляла 495 долларов. Самой дорогой версией модели 1932 года был седан с откидным верхом (Convertible Sedan). В послевоенной Америке Форды начала 1930-х можно было купить за совершенно символическую сумму: например, трёхоконное купе, из песни Little Deuce Coupe группы The Bach Boys было приобретено всего за 75 долларов. После переделки, кастомная "Двойка" украсила собой обложку пластинки этой группы.



В общем, с каждым годом "Двойка" V-8 становилась всё более любимым автомобилем Америки, превратившись в настоящий культурный феномен.


Настоящий "Хот род" обладает, в первую очередь, мощным двигателем и увеличенными задними колёсами, а также, традиционно, многочисленные переделки по части конструкции, экстерьера и интерьера, выражающие вкус и мастерство его владельца.






Фото выше, на самом деле, генерация нейросети на тему "Хот рода" в кузове Ford 1932 года. Это иллюстрация того, что этот конкретный автомобиль стал важной частью культурного американского наследия, так как даже нейросети рисуют его довольно реалистично.

Послевоенные годы интересны ещё одним событием: в середине июня 1947 года в небольшом лондонском отеле два "мистера Смита" - Лесли Смит и Родни Смит, будучи приятелями со школьных лет, но при этом не бывшие родственниками, ударили по рукам, основав компанию Lesney Products. Название фирмы образовано из первого и последнего слогов имён партнёров, а за продукцию отвечал нанятый Смитами Джон Оделл, инженер и коллега Родни Смита по компании "Diecast & Machine Tools", где они вместе трудились до этого. Друзья приобрели старый паб Rifleman в лондонском районе Эдмонтон, добыли рабочее оборудование для литья под давлением, и работа закипела.

Начали они с выпуска одной игрушки - модели дизельного дорожного катка Aveling Barford, к 1953 году ассортимент расширился до 18 игрушек. В том же, 1953 году, Джек Оделл начал разрабатывать игрушки небольшого размера, создав с модели своего дорожного катка, которая помещалась в спичечный коробок, для своей дочери. Эти маленькие модели стали настолько успешными, что легли в основу серии 1-75, которая выпускается и по сей день. Идея "миниатюрная машинка в спичечной коробке" была воплощена и в реализации упаковки: коробочки для моделей имитировали спичечные, дав название всей линейке игрушек - "Matchbox". К 1959 году продажи "спичечных  коробок" распространились из Соединенного Королевства в Соединенные Штаты, Азию, Австралию, Новую Зеландию и бесчисленное множество других мест по всему миру.



Позднее в ассортименте машинок появились и более крупные масштабы, в том числе и 1/43  К слову, пост о двух моделях пикакпов (Форд и Шевроле) с двигателями своей марки в кузовах, был опубликован в этом журнале в октябре 2020 года. В кузове пикапа Ford - парочка тех самых знаменитых двигателей V8 Flathead, которые были явлены миру в 1932 году.




А объединяет эти две истории модель 1932 Ford Coupe, выпущенная под брендом Matchbox в наше время. Модель выпускается с 2021 года, а у меня на обзоре - версия 2022 года тёмно-синего цвета (номер MB66 в серии 1-75 2022 года, артикул HKY05).







По моим прикидкам и измерениям колёсной базы, масштаб модели составляет 1/60. Сделана очень симпатично.







Понятно, что по детальности с машинками более крупных масштабов не сравнить. Но обаяние у этой "Двойки" чувствуется.







Очевидно, что модель представляет собой настоящий "Хот род": заниженная крыша, заниженная посадка, сняты крылья, колёса разного диаметра и намного шире оригинальных.







Заслуга оригинального автомобиля, что кастомная "Двойка" (Хот род) шикарно выглядит.







Дизайн модели разработал Эйб Луго (Abe Lugo), который трудится в Mattel с 2008 года (непосредственно в Matchbox - с 2013 года) и отвечает за разработку предложений и дизайн моделей классических американских маслкаров с 1930-х по 1960-е годы.







Интересно, что у Hot Wheels есть своя версия "хот рода" на базе Форда 1932 года. И она, на мой взгляд, намного круче:




Дизайн этой модели разработан Гэри Сэффером (Gary Saffer), и она выпускается с 1998 года. Соответственно, существует очень много версий, от простых Mainline, до очень крутых и очень дорогих: от Premium до RLC Edition (Red Line Club). Правда, RLC-версию создал другой дизайнер Mattel - Брэндон Ветуски (Brendon Vetuskey). Но я могу сравнить только базовую версию "Двойки" двух брендов:




Машинка "ХВ" более приземиста, плотнее "сбита", и куда "злее", благодаря отсутствующему капоту и огромному воздухозаборнику. Кроме того, "Матчбокс" представляет собой 5-оконное, а "ХВ" - 3-оконное купе (с более широкими дверями, которые открывались "против хода". Тем не менее, обемашинки очаровательны и безумно харизматичны. Думаю, стоит сделать обзор подобных машинок и в масштабе 1/43, верно?

В заключение, думаю, стоит упомянуть, что одной из машин в фильме "Фуриоса: Хроники Безумного Макса" (Furiosa: A Mad Max Saga) вышедшем на экраны в этом году, тоже является вечная "Двойка" 1932 года. Конечно, узнать её в этом монстре не так-то просто... Именно этот автомобиль исполнительница главной роли, актриса Аня Тейлор-Джой, назвала своим любимым, среди других "безумных" машин, использованных на съёмках, и он же использовался в рамках мероприятий для презентации фильма:




Актёры Крис Хемсворт и Аня Тейлор-Джой на презентации фильма "Фуриоса: Хроники Безумного Макса" (2024):




И на этом свой сегодняшний рассказ завершаю.
Надеюсь, получилось интересно. Благодарю за внимание!

сша, ford, фигурки, 1:64, 1930-е, matchbox

Previous post Next post
Up