Одной из самых старых американских автомобильных марок является Oldsmobile. Компания была основана Рэнсомом Олдсом (Ransom E. Olds) в 1897 году в г. Лэнсинг, штат Мичиган (Lansing, Michigan), под названием "Olds Motor Vehicle Inc.". В 1899 году её выкупил промышленный магнат Сэмюэль Смит (Samuel Smith), переименовал в "Olds Motor Works" и построил новый завод в Детройте. Капитал был увеличен в десять раз, и Рэнсом Олдс, назначенный генеральным директором, получил возможность организовать массовое производство автомобилей.
В 1908 году "Olds Motor Works", переименованная в Oldsmobile, вошла в состав концерна General Motors, образованного в 1903 году по инициативе директора Buick Уильяма Дюранта (William С. Durant). А в 1909 году к ним присоединились компании Cadillac и Oakland (позже переименованная в Pontiac). Любопытная деталь: Oldsmobile, чьё название на русский язык можно перевести буквально, как "стародвиг", внутри GM всегда была подразделением с самым передовым инжинирингом, автомобили которого технически и стилистически опережали модели других брендов, являясь "полигоном для обкатки" новых решений.
Одним из самых интересных автомобилей этой марки является купе класса Personal Luxury, представленное публике в 1965 году под именем Oldsmobile Toronado:
Вопреки распространённому мнению, пионером конвейерной сборки автомобилей является не Генри Форд, а Рэнсом Олдс. К 1901 г. им было разработано 11 прототипов транспортных средств, работавших на пару, электричестве и бензине, но, в результате пожара на фабрике, сохранился только один из них - малолитражка Curved Dash ("изогнутая панель", англ.), оснащённая 1-цилиндровым мотором мощностью 5 л.с., 2-ступенчатой планетарной трансмиссией и цепным приводом. Она и стала первым американским автомобилем, собранным на конвейере и доступным для массового покупателя.
Curved Dash продавался по цене $650 и оказался настолько популярным, что про него в 1905 г. написали песню "In My Merry Oldsmobile". В 1901 году компания продала 425 машин и вышла в лидеры среди американских производителей, а всего до 1907 г. было построено около 19 000 единиц Curved Dash.
В 1903 году, помимо стандартного двухместного Curved Dash (обратите снимание: "в комплекте с брызговиками"! )) ), компания предлагала покупателям 4-местный вариант автомобиля, и такую экзотику, как закрытое "купе":
"Инфляционный калькулятор" не показывает годы ранее 1914-го, но, если ориентироваться на этот год, то $650 (стоимость базовой модели Olds Curved Dash) примерно соответствует сумме 18.000 долларов 2022 года, а $1250 (цена 4-местной модели) - сумме в 34 670 долларов 2022 года.
После ухода Рэнсома Олдса из основанной им компании и её вхождения в GM, автомобили стали продаваться под маркой Oldsmobile. На смену массовой и недорогой модели Curved Dash пришли дорогие и престижные: Special (с 4-цилиндровым двигателем в 40 л.с.) и Limited с 6-цилиндровым двигателем мощностью 60 л.с. Последняя стоила $4600 (127.600 долларов по курсу 2022 года!) и оснащалась 11,6-литровым двигателем, открытым кузовом Touring, отделкой из козлиной кожи и 42-дюймовыми колёсами с белыми шинами. Этот Oldsmobile известен благодаря гонке со знаменитым поездом "20th Century Limited", запечатлённой на картине "Setting the Pace" ("Задавая темп", англ.) Уильяма Фостера (William Foster):
В 1934 году автомобили Oldsmobile первыми примерили новый стиль, предложенный Харли Эрлом (Harley Earl), с обтекаемыми крыльями, наклонной решёткой радиатора и пулевидными фарами, а также получили независимую переднюю подвеску Дюбонне, гидравлические тормоза и новые двигатели. В 1935 году был построен миллионный экземпляр автомобиля Oldsmobile.
D 1949 году Oldsmobile сделали огромный шаг вперёд, выпустив новую модель 88 с её знаменитым двигателем Rocket V8 303. Это был 5-литровый верхнеклапанный силовой агрегат с самой высокой на тот момент степенью сжатия, который развивал 135 л.с. и обеспечивал превосходную динамику. Благодаря нему Oldsmobile 88 доминировал в гонках NASCAR в 1949-1952 гг.
В послевоенные годы американская автомобильная индустрия переживала свои лучшие времена. Потребители, с ростом благосостояния, становились все более привередливы. К середине 50-х уже мало кого можно было удивить мощным V8 или кондиционером - практически все американские автопроизводители предлагали эти опции. Как следствие, многие компании вели исследования по поиску новых технических решений в автомобильном транспорте, в том числе и весьма экзотические.
В 1954 году конструкторы инжинирингового подразделения GM начали разработку так называемого "комбинированного силового модуля" UPP (Unitized Power Package) для переднеприводных автомобилей. Он включал в себя двигатель V8 с продольным расположением и автоматическую коробку передач с дифференциалом. Руководил этим проектом талантливый инженер Джон Бельтц (John Beltz). Процесс создания UPP затянулся, и лишь спустя 4 года его удалось довести до рабочего состояния. Наработки были переданы в Oldsmobile (не забываем, что это было наиболее передовое подразделение концерна), где полным ходом разрабатывался будущий компакт F-85 (более известный, как Oldsmobile Cutlass).
Инженеры Oldsmobile быстро оценили преимущество UPP. Модуль занимал мало места и, при этом, относительно легко адаптировался под разные автомобили. К сожалению, под капот прототипа F-85 модуль UPP с двигателем V8 не поместился, и модуль пришлось перекомпоноваnm заново, под двигатель V6. В 1960 году, когда первые ходовые экземпляры уже наматывали испытательные километры, проект неожиданно был остановлен. Маркетологи концерна посчитали, что отдавать такую инновационную разработку под относительно дешевый Oldsmobile Cutlass нерационально. Выгоднее применить переднеприводную компоновку в более мощном, крупном, а значит - дорогом автомобиле.
[Немного об истории переднего привода (нажмите сюда, чтобы развернуть) ]Следует отметить, что первый переднеприводный автомобиль был построен в США инженером Уолтером Кристи (Walter Christie). В 1905 году он создал свой собственный радикальный переднеприводный автомобиль. Его 60‑сильный Christie, построенный в Нью‑Йорке, был оснащён 4 цилиндрами в ряд над передней осью. Инженер ездил по всей стране, демонстрируя изобретение, и даже построил гоночный автомобиль. На фото ниже - гонщик Барни Олдфилд за рулём гоночного автомобиля Christie V‑4 (1907 год):
Увы, изобретение Кристи так и не нашло поддержки. Конструкция считалась "слижком уж нетрадиционной", сложной, ненадёжной и дорогостоящей. Изобретатель ушёл из жизни в 1944 году, в нищете и забвении. Позднее, в конце 1950-х, именно его схему реализовал Алек Иссигонис в своём главном детище - Mini, доказав практичность этой компоновки и популяризовав её во всём мире. Сейчас такая компоновка является "стандартом де-факто" для подавляющего большинства легковых автомобилей.
В США пионером серийного производства автомобилей с передним приводом стал Эррет Корд (Erreth Cord) с его люксовой моделью Cord L‑29 1929 года (на фото ниже - слева), а несколько месяцев спустя, к нему присоединилась фирма Ruxton со своим Model C (на фото ниже - справа).
В своём ЖЖ я рассказывал о Cord 812 (1937), который стал дальнейшим развитием Cord L-29.
Возвращаясь к проекту General Motors UPP: после отказа использовать его для компактной модели, работу, фактически, пришлось начинать с нуля. Под новый модуль UPP (проект получил название XP-784) предусмотрели 425-кубовый 7-литровый двигатель Oldsmobile Rocket V8 мощностью 385 л.с. Также была спроектирована трехступенчатая АКПП THM425, в которой конструкторы реализовали смелую идею - связать гидротрансформатор и планетарный ряд стальной многозвенной цепью. Конструкция получилась компактная и очень надежная.
Вице-президент GM Билл Митчелл (Bill Mitchell) настаивал на использовании меньшей платформы (A-body), но, в итоге, было принято решение использовать более крупную платформу E-body от Buick Riviera, поскольку в дальнейшие планы концерна входило создание переднеприводного Cadillac Eldorado. Как это было уже не один раз, радикальную идею сначала испытали на Oldsmobile...
Комбинированный модуль отлично вписался в платформу E-body, только пришлось переднюю подвеску сделать торсионной (впервые на машинах GM) - для пружин попросту не хватало места. Сзади, где у E-body традиционно располагался мост, его заменила стальная балка на одинарных рессорах и двойных амортизаторах: вертикальном и горизонтальном. Последний работал в качестве реактивной тяги. Переднеприводная компоновка позволила сделать пол в автомобиле абсолютно ровным, что благоприятно сказалось на внутреннем пространстве салона. Кроме того машина не имела рамы! Конструкторы выполнили кузов в виде монокока с мощным передним подрамником, на котором находился силовой модуль и подвеска. Благодаря такому решению, удалось значительно понизить центр тяжести, улучшив управляемость.
Дизайн будущего Oldsmobile Toronado начался с эскиза под названием "Flame Red Car" ("Огненно-красный автомобиль", англ.) стилиста Дэвида Норта (David North), нарисованного в 1961 году в натуральную величину.
Норта поощрили, но, для 1961 года, дизайн оказался излишне передовым. Тем не менее, концепт взяли в работу в подразделении Buick, которое занималось подготовкой к производству второго поколения Buick Riviera (тоже купе класса Personal Luxury, как и будущий переднеприводный Cadillac Eldorado). В ходе работ над проектом XP-784, эскиз Норта снова взяли в разработку, уже в подразделении Oldsmobile - этим объясняется то, что все три вышеназванных автомобиля получились, в итоге, похожими. На фото слева направо - 1966 Oldsmobile Toronado, 1967 Buick Riviera, 1967 Cadillac Eldorado:
На мой взгляд, у Oldsmobile получился самый красивый автомобиль из трёх: привлекательные пропорции, покатая крыша, массивные задние стойки, широкий кузов, подчеркнутые арки колес, потайные передние фары, длинный капот. Автомобиль был назван Toronado по имени одного из шоу-каров Chevrolet 1963 года, чьё название было образовано от слов Toro (“бык”) и Tornado. Автомобиль представили публике 29 июля 1965 года, а уже 24 сентября, как модель 1966 модельного года, Toronado поступил в салоны дилеров Oldsmobile.
Его дебют можно было сравнить с ударом грома. Еще бы: впервые в послевоенной истории, на американском рынке появилась переднеприводная машина! Toronado не сходил со страниц автомобильной прессы тех лет. Журналисты восхваляли автомобиль за великолепную управляемость, приемистый двигатель и отличный дизайн.
Кузов Oldsmobile Toronado объединял в себе как американские, так и европейские стилистические тенденции. Всплывающие фары, широкие выступы над колёсными арками и колёсные диски с вентиляционными отверстиями указывали на историческую связь автомобиля с легендарным Cord 810/812. Кстати, именно Toronado возродил моду на скрытые фары, получившие массовое распространение в конце 1960-х гг.
Массивные двери хардтопа облегчали доступ в низкий, но просторный 6-местный салон с абсолютно ровным полом. Водителя Oldsmobile Toronado встречали телескопический руль с двумя треугольными спицами и необычный спидометр с неподвижной стрелкой и вращающимся барабаном. В стандартную комплектацию входили передние и задние ремни безопасности, ковролин, электрические часы, двухскоростные стеклоочистители, фары заднего хода и система вентиляции Draft-Free; в версии Deluxe предлагались передние ковшеобразные сиденья Strato и дополнительные хромированные молдинги.
В 1966 г. Toronado получил титул Car of the Year от журнала "Motor Trend" и награду за инженерное превосходство от "Car Life", а также третье место в конкурсе "Европейский автомобиль года" (European Car of the Year).
Уплатив $4158 (примерно 36.000 долларов в ценах 2022 года), покупатель получал роскошное купе прогрессивной конструкции с нестандартным для США дизайном. Автомобиль массой 2072 кг и немалыми габаритами (длина 5359 х ширина 1994 х высота 1341 мм), разгонялся до 60 миль/ч (96 км/ч) за 9,5 секунд, а его максимальная скорость составляла 135 миль/ч (217 км/ч).
После успешных продаж первого года, выяснилось, что машина стала одним из самых желанных автомобилей в среде неординарных личностей, модников и актеров. В Америке Oldsmobile Toronado даже получил прозвище "машина для радикалов" (в оригинале "Mad Men", т.е. "сумасшедший", англ.). И, когда все они уже обзавелись необычной новинкой, продажи... рухнули вдвое. Консервативных покупателей отпугивал своеобразный дизайн, переднеприводная компоновка и экзотический силовой модуль UPP. Другими словами, все достоинства машины обернулись ее недостатками.
Компания пыталась подстегнуть спрос путем обновления технических характеристик и дизайна. В 1967 году машины комплектовались радиальными шинами и передними вентилируемыми дисковыми тормозами. Многие потенциальные покупатели жаловались на излишне жесткий ход "Торонадо", поэтому, в ходе модернизации, машина получила и более мягкую подвеску. Тем не менее, 1970 год стал финальным для Oldsmobile Toronado первого поколения. Всего за период с 1965 по 1970 гг. было продано 94 979 экземпляров Toronado I.
Второе поколение машины выпускалось с 1971 по 1978 гг., третье - с 1979 по 1985 гг., четвёртое - с 1986 по 1992 гг.
[Финал Oldsmobile (нажмите сюда, чтобы развернуть) ] Oldsmobile была старейшей из сохранившихся американских автомобильных марок и одной из старейших в мире - после Mercedes-Benz, Peugeot, Renault, Fiat, Opel, Autocar и Tatra. На пике своего развития, в 1983-1986 гг., компания производила более 1 млн. автомобилей в год. Но, в 2000 году GM объявила о своих планах закрыть подразделение Oldsmobile на фоне снижения продаж и прибыльности.
В 2004 году были произведены последние партии моделей Alero, Aurora, Bravada, Silhouette и Intrigue, 500 последних экземпляров каждой модели получили особые шильдики "Final 500" и были выкрашены в особый цвет Dark Cherry Metallic. Интересно, что "последних 500 экземпляров" модели Oldsmobile Silhouette было, на самом деле, построено всего 360, так как завод, на котором они производились, исчерпал запасы комплектующих.
Последним собранным серийным автомобилем подразделения Oldsmobile был 4-дверный седан Alero GLS, на котором оставили свои автографы все работники сборочного конвейера. Машина была выставлена в Музее транспорта R. E. Olds, расположенном в Лансинге, штат Мичиган. Затем автомобиль перевезли в Центр наследия GM в Стерлинг-Хайтс, в том же штате. В декабре 2017 года автомобиль отправился в Нью-Йорк, где был продан дилеру из Флориды на аукционе "только для дилеров" за 42 000 долларов.
В моей коллекции модель Oldsmobile Toronado появилась благодаря попавшемуся на глаза частному объявлению. Цена была "ниже рыночной", и, лишь после получения посылки (и то, не сразу), я заметил, что у неё отсутствует радиоантенна. Беда невелика, но это ещё один урок о необходимости быть внимательнее при покупке чего-либо с рук.
Модель изготовлена фирмой Spark Models из смолы (артикул S2951). Насколько понимаю, оригинальный цвет называется Lucerne Mist Metallic, и модель очень точно передаёт облик оригинала.
Абсолютно американская, и, в то же время, совершенно не-американская машина. Стильно, эффектно, роскошно и очень красиво!
Профиль оригинала:
Дизайнеры хорошо знали своё дело. Автомобиль и модель выглядят потрясающе с любого ракурса.
Стёкла сделаны из тонкого гладкого, но не полностью прозрачного, пластика. Поэтому, салон видно, но на многих фотографиях кажется, что стёкла мутные.
Донышко не такое "пустое", как у моделей Neo.
Но, конечно, лучше разглядывать модель с естественных ракурсов.
Не всегда у американских автомобилей есть номерные знаки спереди. У "Торонадо" - есть.
Номерные знаки сообщают, что автомобиль зарегистрирован в штате Кентукки (Kentucky). Интересно, что внизу таблички, где, обычно, пишут какие-нибудь слоганы, написано "BULLITT". Это, каким-то образом, связывает этот "Торонадо" с одноимённым фильмом, о "Мустанге" из которого я рассказывал здесь. Возможно, кто-то из читателей сможет подсказать, какая здесь связь.
Что ж, осталось провести традиционную фотосессию с девушками. Получилось красиво.
Что ж, вот такая сегодня получилась история. Немного грустная, но впечатляющая. Надеюсь, вам было интересно, друзья. Благодарю за внимание!