Модель, которую хочу показать сегодня, могла бы войти в цикл публикаций о "кино-тачках", но, так как этот автомобиль только похож на машину-киногероя, а в его названии присутствует аббревиатура GT, решил отнести её к циклу "Gran Turismo". Этот "Понтиак" выпускался в конце 1980-х, когда и понимание термина GT, и отношение к автомобилям, и предыдущая эпоха автодизайна трансформировались в нечто другое, более близкое к современному.
Potniac Firebird Trans Am GTA 1988 года - живое воплощение "киношного" K.I.T.T. из телесериала "Рыцарь дорог" (в оригинале "Knight Rider", т.е. "рыцарь-всадник", если переводить буквально), выходившего на экраны с 1982 по 1986 гг., и, одновременно, "дорожный" вариант болида из гоночной серии Gran Turismo.
Телесериал, главным героем которого стало третье поколение Pontiac Firebird, рассказывал о бывшем полицейском по имени Майкл Найт (Michael Knight), которого сыграл Дэвид Хассельхоф (David Hasselhoff), и его необычном напарнике - автомобиле с искусственным интеллектом по имени K.I.T.T. (Knight Industries Two Thousand).
Вероятно, канал NBC и концерн General Motors в своё время (на начальном этапе съёмок) пришли к обоюдовыгодному соглашению, и успех сериала у зрителей весьма помогал продвижению нового поколения автомобиля на рынке. Примечательный момент рекламной кампании: в августе 1982 года (за месяц до показа первой серии Knight Rider) телеканал предлагал зрителям задавать вопросы о технических характеристиках K.I.T.T., а в ответ рассылал вот такие буклеты (кликабельно):
"Это соревнование - НЕ Соревнование", гласит заголовок (очевидно, подразумевая, что превосходство слишком велико). K.I.T.T. сравнивается в "Генералом Ли" - автомобилем Dodge Charger 1969 года из телесериала "Придурки из Хаззарда" (The Dukes of Hazzard), который выходил на канале CBS с 1979 по 1985 гг. Получалось, что NBC показывали безоговорочное преимущество своего нового сериала, в котором суперавтомобиль концерна GM "бил по всем параметрам" классический мускул-кар концерна Chrysler.
Каскадер Джек Гилл (Jack Gill) рассказывал, что студия приобрела автомобили у Pontiac по 1 доллару за штуку (Pontiac часто отдавал студии автомобили, которые уже были повреждены). Единственная машина, за которую студии Universal пришлось заплатить, был автомобиль главного героя. Затраты на создание K.I.T.T. составили около 100 000 долларов в ценах 1982 года (примерно соответствует сумме в 298 000 долларов 2022 года). Гилл - тот парень, который водил K.I.T.T. в сценах, где машина ездила "самостоятельно". На самом деле, каскадёр устраивался за передним сиденьем с хитрой системой зеркал и рычагов, чтобы его не было видно снаружи...,
Один из автомобилей, "сыгравших" K.I.T.T., сейчас находится в коллекции Джея Лено (Jay Leno):
Click to view
Так совпало, что одной из первых "иномарок" в моей коллекции моделей автомобилей стал Pontiac Firebird 1982 года, и этой машинкой была модель фирмы Matchbox. Много позднее, в начале 1990-х, с распространением в нашей стране видеомагнитофонов системы VHS, я познакомился с телесериалом "Knight Rider", сразу же узнав автомобиль главного героя. Машинки Matchbox, как и HotWheels, обычно сделаны в масштабах 1/60...1/76 (каждая моделька получается в своём собственном, часто дробном, масштабе, так как для этой категории игрушек важнее её фактический размер в сантиметрах). Поэтому, мне хотелось обзавестись копией Firebird в основном масштабе своей коллекции (1/43), что получилось осуществить уже в наше время.
Pontiac Firebird третьего поколения выпускался с 1982 по 1992 год и являлся "братом-близнецом" Chevrolet Camaro (тоже третьего поколения). На выбор было доступно три комплектации: обычный Firebird, Firebird S/E с отделкой повышенного уровня комфорта и Firebird Trans Am (максимально быстрая и динамичная версия).
Интересно, что в Pontiac хотели отказаться от названия "Trans Am" для "прокачанной" версии, чтобы сэкономить на лицензионных выплатах в SCCA за использование этого названия. На ранних этапах рекламной кампании эта комплектация называлась "T/A", но, затем руководство компании решило, что такой вариант привнесёт путаницу и может вызвать больше проблем, чем сэкономить на отчислениях, и шильдик "Trans Am" был спасён. Pontiac Firebird Trans Am в 1982 выиграл (вместе с соответствующей версией Chevrolet Camaro) номинацию "Best Sports GT" в ценовой категории "от 11000 до 14000 долларов" (примерно 33000-42000 долларов в ценах 2022 года).
На фото ниже - дорожные и гоночные версии обоих автомобилей. Этот плакат - отсылка к персонажам книги Роберта Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (Strange Case of Dr Jekyll and Mr Hyde, 1886 г.), где у хорошего, доброго и порядочного доктора Джекила появился зловещий двойник, мистер Хайд. Кстати, фамилия последнего звучит так же, как английское слово "прятать" (to hide), что подразумевает скрытую сущность этого персонажа.
В 1987 году золотая "Жар-птица" исчезла с капота Firebird, а у версии Firebird Trans Am появилась комплектация GTA (Gran Turismo Americano), для которой стандартными были диски с золотистыми спицами, крылья из стеклопластика и спидометр, размеченный до 150 миль/ч (240 км/ч). В 1988 году машина комплектовалась 5,7-литровым 225-сильным двигателем V8 с непосредственным впрыском топлива, автоматической коробкой передач, кондиционером, новыми сиденьями с надуваемыми поясничными и боковыми подушками, и другими "фишками".
Небольшое видео с оригинальным Pontiac Firebird Trans Am GTA 1988 года:
Click to view
Масштабная модель этого автомобиля изготовлена из смолы фирмой Neo Scale Models (артикул NEO46020).
Модель эчень эффектная, да и прототип такой, что "мимо не пройдёшь". В своё время эту машину сравнивали с Ferrari, особенно версию Notchback, где вместо выпуклого заднего стекла была "ступенька" с плоской горизонтальной крышкой багажника. Если присмотреться, то можно увидеть сходство Firebird с Ferrari F40 (1987), а также с Chevrolet Corvette C4 (1983).
Ferrari F40
Chevrolet Corvette C4
Традиционное для моделей из смолы "плоское" донышко:
Пропорции оригинала мастерам из Neo удались, и модель выглядит отлично.
Номерные знаки соответствуют штату Невада с припиской "Silver State" и серебристой же подложкой ))
Попадалась информация, что механизм подъёмных фар применялся в Pontiac вплоть до 2000-х. При этом, пластиковые шестерёнки быстро изнашивались, а его ремонт стоил довольно дорого, поэтому владельцы Firebird старались поменьше нагружать конструкцию и часто ездили с поднятыми фарами (у Camaro фары были открытыми изначально).
Pontiac Firebird Trans Am GTA - машина броская, и мои девушки-модели едва не поссорились, выясняя, кто из них будет участвовать в фотосессии. В общем, фотографий с ними сегодня больше, чем обычно... Стелла, как "примадонна", получила сразу два кадра ))
Но и остальные девчата "не ударили в грязь лицом":
Что ж, думаю, мы с вами получили неплохое представление о том, что подразумевали под "Gran Turismo" в Америке 1980-х. В следующий раз попробуем узнать, как обстояло дело во второй половине "американских 1960-х"...
Надеюсь, получилось интересно.
Благодарю за внимание!