Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не всё ли нам равно? Бог с ними...
Пушкин, «Из Пиндемонти»
Поутру натолкнулся я вот на какую новость: благоверная вдовушка одного умершего недавно вождя российской интеллигенции призвала своих сторонников уделять «хотя бы пятнадцать минут в день на борьбу с режимом» (в подтверждение чего прилагаем соответствующую картинку).
Источник:
https://colonelcassad.livejournal.com/9037480.html Что мне это напомнило? Напомнило это мне года туманного моего отрочества!.. В те года ходили у нас по подъездам всякие повёрнутые на голову члены баптистских, иеговистских и прочих американоидных сект и проповедовали. Проповедуя же, втюхивали они нам свои брошюрки. Авторы тех высокомудрых брошюрок все наперечёт вот чем озабочивались. Они озабочивались чтением Библии (даже не столько Библии, сколько Ветхого Завета - черта характеристическая). Они задавали нам, русским беспросветным Иванушкам, вопрос: как надо читать Библию (понимай: Ветхий Завет). И тотчас отвечали на него: читать Библию надо постоянно, но если уж постоянно невмоготу, то хотя бы пятнадцать минут в день надо читать Библию непременно!.. Такая вот история.
А. Д. Кантемир. Гравюра И. Вагнера (1738) с портрета работы художника Дж. Амигони (1735). Лондон. Источник:
https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/3794404 Ещё по сему поводу мне хочется вспомнить слова князя Антиоха Дмитриевича Кантемира, первого нашего совершенного гения новой русской словесности Петровского времени. В примечании к одному из своих стихотворных посланий, князь (человек очень занятой; он, как полномочный министр Империи Русской в Лондоне, а затем и в Париже, донимаем был вечно разнообразными хлопотами и докуками) - так вот, комментируя следующие строки свои: «
Лишной час, скажут, иметь трудно, // И стихи писать всегда дело безрассудно», - Антиох Кантемир говорит:
Жизнь человеческая столь коротка, что многим кажется, что впрямь, когда кто какую должность имеет, лишных часов ему не остаётся; но если подробно исследуем, сколько времени теряем напрасно в чрезмерном сне, в обед и в ужину и наипаче в медленности начать дело, узнаем, что много б времени к всяким упражнениям нам оставалось, если б оное умели мы употреблять. К тому, если кто на всякий день четверть одну часа (которую нетрудно из целых суток себе спасти) употребит в письме, произойдет от того малого труда в год немалая книга. Беспрерывный труд, сколь ни маловременен, весьма спор.
Отроче, внемли же! И рассуди в сердце своём: какому занятию посвятить ежедневную четверть часу, дабы из того беспрерывного труда выросло древо живое, слово благоуханное, поступок великий?
Что же до меня, то я выбор свой давно сделал...
POST SCRIPTUM DEL PASSERO SOLITARIO.
Вообще, историю русской культуры за последние полтора столетия можно представить в виде борьбы вольных аристократов духа - то есть людей светлой, аполлонической, слегка иронической, Пушкинской природы (их меньшинство) - с членами угрюмой тоталитарной секты, коя зовётся «российской интеллигенцией». Борьба эта тяжкая...
Но мы, аристократы, всё равно победим!