Ангкор Том. Байон.

Jan 23, 2015 01:45



Начало здесь: http://uhjn.livejournal.com/65171.html

Легко оставаться скромным буддистом, живя в отдаленном имении. Куда труднее, если ты вознесен на вершину власти и у твоих ног ползают князья и вельможи, перед тобой склоняют головы иностранные послы, а поэты создают тебе панегирики.  Старый царь провозгласил себя живым богом, земным воплощением бодхисаттвы Локешвары, будущим Буддой. И, разумеется, чакравартином - покорителем вселенной.



Самым невероятным произведением Джаявармана VII стал храм Байон, второй по величине храм Камбоджи, который был и остается центральным храмом Ангкор Тома. Ничего подобного для прославления одного человека на Земле не делалось. Фантастическая изобретательность больного манией величия царя вызвала к жизни фантастическое творение зодчего. На первый взгляд кажется, что это скала, созданная самой природой, но затем глаз начинает замечать в этом титаническом нагромождении глыб вырастающие то тут, то там огромные каменные головы, равнодушно взирающие с высоты на окружающий мир и завораживающие своей необычностью.





В центре столицы было построено приземистое сооружение, состоящее из каменных галерей и низких залов. Все они богато украшены барельефами - удивительными по экспрессии сценами боев с тямами. И на этом постаменте, воспевающем насилие, поднимаются к небу 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находящиеся под властью короля.  Они стоят тесно, они подобны толпе гигантов, господствующих над городом. Множество высеченных лиц - это лицо бодхисатвы Авалокитешвары - божества сострадания, прообразом внешности которого стал сам Джаяварман VII и по сути каждая из четырех сторон каждой из пятидесяти башен представляет собой многометровое каменное лицо царя Джаявармана взирающее во все стороны света, причем выражения лиц с каждой стороны разные. Все башни были покрыты золотом.

Самое удивительное в этих ликах это их загадочная улыбка Джоконды, в которой лишь спокойствие и вечность. Кладка башен с ликами, так же как и в комплексе Южных Ворот, полигональная, без применения связующих растворов, за счет сцепления блоков соседних горизонтальных рядов.























Сам храм непосредственно связан с легендой о Пахтании океана молока, в соответствии с которой Байон выступает в качестве основы, служащей средством для взбивания Океана молока, для получения эликсира бессмертия.
   Двести шестнадцать лиц царя возвышались над столицей и отовсюду были видны - задумчивые, глядящие вниз, большеротые, лобастые, вечные. К сожалению, на сегодня сохранилось порядка 37 башен.





















Храм был посвящен Будде, и подобно другим буддийским постройкам он состоит из поставленных друг на друга уменьшающихся террас. В Байоне таких террас три. Первый ярус строения имеет размеры примерно 160 на 140 м. По краям находятся четыре угловые башни, по центру с каждой из сторон - по гопуре (надвратная башня) и по две дополнительных башни-входа. Во внутреннем дворе с восточной стороны - два здания библиотек.

Глядя детали башен, черепицу, оконные колонны, дверные проемы целиком отлитые в камне и по сути не имеющие практического смысла, скорее представляющие собой какую то карго-имитацию настоящих элементов жилища, на ум приходит мысль о масштабном 3D принтере, печатающем эти строения по модели созданной внешним наблюдателем, незнакомым с предназначением деталей.








Нижнюю террасу окружает каменная галерея, некогда крытая, но ее своды давным-давно рухнули. Остались только столбы и фантастические по красоте, размаху и реалистичности изображений рельефы, сплошным ковром покрывающие стены галереи. Галереи первого яруса изображают военную и повседневную жизнь короля и его подданных, порой с исторической точностью, например: возвращающихся с боя кхмерских воинов во главе с Джаяварманом VII; морские битвы кхмеров и тямов на о. Тонлесап; король отдает приказы; сцены лови рыбы; принцессы в окружении слуг; победа кхмеров над тямами; сцена гражданской войны.







На второй ярус нужно подняться выше. Он сформирован по типу первого, только размерами поменьше, приблизительно 80 на 70 м. Есть несколько дополнительных галерей, пересекающихся под прямым углом, и не всегда связанных между собой переходами. На этом ярусе есть четыре маленьких дворика по углам. Ярус содержит внутреннюю галерею с барельефами, расположенную не в окружающей ярус галерее, а в отдельных помещениях, образующих дополнительные галереи. Тематика барельефов посвящена религиозным сценам с участием Будды и других бодхисатв, проемы украшены изумительными по красоте изображениями апсар в узорах из цветов, раван и гаруд.











В галереях находились статуи Будды и лингамы, большей частью уничтоженные во время реставрации брахманизма, после смерти Джаявармана VII. Сейчас в этих нишах лишь пустые постаменты.





На третий ярус ведут довольно крутые лестницы.


Здесь располагается верхняя терраса, с очень узкими проходами, есть три маленьких библиотеки (запад, север, восток), а также башни-прасаты. Посередине террасы находится огромная центральная башня с диаметром у основания около 25 м., возвышающая на 43 м от земли. Центральная башня Байона символизирует мировую гору, центр мироздания. Она имеет восемь башен, самая главная башня находится в полуразрушенном состоянии. Внутри башня разделена по осевым линиям на несколько самостоятельных комнат-святилищ, где ранее находились статуи буддийских и индуистских божеств. В самом центре главной башни (с восточного входа), находится самое священное место, оно имеет круглую форму с диаметром 5 м и тремя выходами по очень узким коридорам. В этом помещении изначально была установлена статуя Будды высотой 3,6 м, найденная в фундаменте при раскопках Байона, впоследствии она была извлечена, восстановлена и помещена позади башен Прасат Суор Прат, расположенных ближе к югу дороги, идущей из Ворот Победы (Victory Gate), за бассейном, находится большая терраса Vihear Prampil Loveng.
Сегодня на этом месте тоже стоит статуя Будды и разносится аромат благовоний. Любой желающий может «поговорить с Буддой» за небольшое денежное пожертвование, получив взамен веревочку на запястье и одну-три палочки-благовония, которые нужно поставить в горшок с песком.







Восстановительные работы в Байоне начались в 20-х годах XX в. и не закончены до сих пор. Реставрационные работы именно в Байоне (реставрация храмов Ангкора распределена между спецалистами разных стран включая Индию, Китай, США) ведутся японскими специалистами.



Во дворе с северо-западной стороны находятся горы камней, которые до настоящего времени не установлены на свои места.



Previous post Next post
Up