Последнее время читал мемуары двух наших конструкторов. Мемуары об одном и том-же, а вот впечатления от них разные...
Черток Б.Е. «Ракеты и люди.» (4 книги) мемуары.
Относительно старые книги - середина 90-х, но не читал.
В целом - типичные мемуары, довльно много длиннот. Когда читал когда-то разные воспоминания наших маршалов, то там как-правило
(
Read more... )
Comments 26
Прочитать, видимо, не соберусь, так хоть так познакомился;-)
Reply
Вообще, гораздо более полная "выжимка" из мемуаров Чертока есть в ЖЖ Проскурина.
http://vadim-proskurin.livejournal.com/?skip=10&tag=%D0%A7%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BA
Он там собрал, в принципе, самое интересное из мемуаров.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Не помню сейчас о ком речь шла, кажется о писателе, когда при операции увидели метастазы, то жена попросила хирурга (друга семьи), не мучать мужа. Ну он и не проснулся после операции. Насколько правда - не знаю и о ком речь шла - не помню, читал еще в "доинтернетовскую" эпоху.
Reply
и с какого-то 30-40-100 раза ракета начинает летать стабильно. (Собственно, 7-ка и была изначально баллистической ракетой, на которую потом поставили третью ступень с космическим аппаратом)
Первые спутники выводили на двух ступенях (и собственно "Спутник" - всего лишь 6-й по счету запуск Р-7) - Н-1 все-таки была перебором очень сильным.
Королев ввел порядок, по которому комплектующие и системы ракеты для запуска человека на заводах проходили особый контроль, особо маркировались и на документах расписывался лично «главный» по этой системе и директор завода и никаких «замов».
Там есть еще деталь которая проходит обычно мимо - Черток рассказывает как Королеву отдали КБ Грабина (и какие были у них траблы при смене технологии при которой все делается "по утвержденным чертежам" - артиллерист Грабин отработал технологию позволявшую просто отдавать чертежи своих пушек на любой более или менее приличный завод так что их там могли начинать выпускать) - а человек на самом деле невероятно интересный - и мемуары ( ... )
Reply
Насчет Грабина и разницы порядков в артиллерии и ракетостроении я помню. В общем-то, такие "порядки" в авиации сохранились и в 70-е и т.д. Ершов писал, что у каждого ТУ154 были свои особенности в расположении приборов и т.п. и перед полетом приходилось изучать "талмуд" с их описанием. Цирк!
В общем-то, насколько я понимаю, в космонавтике это обусловлено было тем, что практически все аппараты были в той или иной степени экспериментальными образцами. Думаю в последующие годы чертежи ракеты уже в достаточной степени "устаканились" :)
Reply
Да в общем нет - решения устаканились - но и летать стали меньше - а отрабатывать на чем-то надо. Все пять шаттлов чем-то да отличаются, не говоря уж о том что даже пузатая бочка с топливом которая там выпирает имеет как минимум 3 сереьзно отличающиеся версии (это на 135 полетов).
Думаю дело в цене - за такие деньги с одной стороны грех не попытаться что-то подточить напильником по месту, а с другой - если не пытаться подтачивать - других возмонжостей что-то опробовать просто не будет - слишком уж дорогою
Reply
Reply
Reply
Вообще-то, гироскопы, а точнее гироскопические платформы - это ну оооочень сложные машинки и в то время были, а уж сегодня и подавно. :)
Reply
Leave a comment