Черток Б.Е. «Ракеты и люди.» мемуары. Феоктистов К.П. «Трактория жизни»

Oct 16, 2011 23:51

Последнее время читал мемуары двух наших конструкторов. Мемуары об одном и том-же, а вот впечатления от них разные...

Черток Б.Е. «Ракеты и люди.» (4 книги) мемуары.
Относительно старые книги - середина 90-х, но не читал.

В целом - типичные мемуары,  довльно много длиннот. Когда читал когда-то разные воспоминания наших маршалов, то там как-правило ( Read more... )

Космос

Leave a comment

kouzdra October 17 2011, 17:10:08 UTC
Там все-таки не вполне так -

и с какого-то 30-40-100 раза ракета начинает летать стабильно. (Собственно, 7-ка и была изначально баллистической ракетой, на которую потом поставили третью ступень с космическим аппаратом)

Первые спутники выводили на двух ступенях (и собственно "Спутник" - всего лишь 6-й по счету запуск Р-7) - Н-1 все-таки была перебором очень сильным.

Королев ввел порядок, по которому комплектующие и системы ракеты для запуска человека на заводах проходили особый контроль, особо маркировались и на документах расписывался лично «главный» по этой системе и директор завода и никаких «замов».

Там есть еще деталь которая проходит обычно мимо - Черток рассказывает как Королеву отдали КБ Грабина (и какие были у них траблы при смене технологии при которой все делается "по утвержденным чертежам" - артиллерист Грабин отработал технологию позволявшую просто отдавать чертежи своих пушек на любой более или менее приличный завод так что их там могли начинать выпускать) - а человек на самом деле невероятно интересный - и мемуары... )

Reply

ugryumy October 17 2011, 17:46:07 UTC
Спасибо за ссылки.
Насчет Грабина и разницы порядков в артиллерии и ракетостроении я помню. В общем-то, такие "порядки" в авиации сохранились и в 70-е и т.д. Ершов писал, что у каждого ТУ154 были свои особенности в расположении приборов и т.п. и перед полетом приходилось изучать "талмуд" с их описанием. Цирк!

В общем-то, насколько я понимаю, в космонавтике это обусловлено было тем, что практически все аппараты были в той или иной степени экспериментальными образцами. Думаю в последующие годы чертежи ракеты уже в достаточной степени "устаканились" :)

Reply

kouzdra October 17 2011, 18:03:28 UTC
Думаю в последующие годы чертежи ракеты уже в достаточной степени "устаканились" :)

Да в общем нет - решения устаканились - но и летать стали меньше - а отрабатывать на чем-то надо. Все пять шаттлов чем-то да отличаются, не говоря уж о том что даже пузатая бочка с топливом которая там выпирает имеет как минимум 3 сереьзно отличающиеся версии (это на 135 полетов).

Думаю дело в цене - за такие деньги с одной стороны грех не попытаться что-то подточить напильником по месту, а с другой - если не пытаться подтачивать - других возмонжостей что-то опробовать просто не будет - слишком уж дорогою

Reply

ugryumy October 17 2011, 18:24:03 UTC
Да, конечно. Штучный товар, особенно по сравнению с артиллерией.

Reply

kouzdra October 17 2011, 19:07:24 UTC
Ну как-то так - собственно еще Дорнбергер с Брауном могли позволить резервировать 10% производства под испытательные запуски и более или менее тупо отстреливать и смотреть "что выйдет" (и активно это делали) - при тиражности в несколько тысяч ракет это было более чем достаточно, а издержки увеличивало на несколько %

Потом уже было "слишком дорого"

Reply


Leave a comment

Up