Игра « Скажи по - другому». Русский язык очень богат на оттенки значений слов. Для этого хорошо поиграть со словарём синонимов. Например, предлагаем ребёнку понятные ему глаголы движения: бежать, падать, стучать. Ребёнок подбирает к этим словам синонимы и записывает их. Далее он смотрит в словаре синонимов, какие ещё слова предлагает словарь. С этими словами можно придумать предложения или даже маленький рассказ.
Игра «Ассоциации». Это упражнение на развитие ассоциативного мышления. Даём ребёнку любое слово, а ребёнок должен рассказать какие ассоциации вызывает у него это слово. Например, слово «море». Ассоциации: солнце, пальма, путешествие, жара, песок и т.д.
Игра «Найди лишнее слово». Это упражнение тренирует ребёнка узнавать однокоренные слова. Даём ребёнку ряд однокоренных слов + одно слово, которое по смыслу подходит, но не является однокоренным, либо слово подходит по звучанию, то тоже не однокоренное. Задание: найди лишнее слово или несколько и объясни, почему они лишние. Например: книга - книжный - княгиня, вода - водить - водяной - водный.
Игра «Нарисуй картину словами». Это упражнение замечательно тренирует воображение. Подбираем небольшие отрывки (примерно 4 - 6 строчек) из стихотворных произведений, например, А. Блока, А. Плещеева и др., читаем этот отрывок ребёнку, а потом просим рассказать, какую картину он представил. Например: стихотворение А. Блока «Зайчик». Конечно, нужно уточнить не только о времени года, но и о том, какая погода бывает в описываемое время в средней полосе России. И объяснить уже устаревшие слова «ложбинка», «тешили» и другие непонятные для ребёнка слова, если они есть.
отсюда
http://bilingual-online.net/index.php?option=com_content&view=article&id=1912%3Aliteratur-bilingual&catid=35%3Atema-mesyaca&Itemid=6&lang=de