Kim John Payne. The soul of discipline

Apr 15, 2016 23:02

Сегодня была на его лекции. Прекрасный, очень красноречивый лектор (этакий стиль TED-talk), прекрасные вещи говорит. Очевидные, говоренные, но так хорошо раскладывает по полочкам. Два часа пролетели, как пять минут. Завтра воркшоп.
Пока телетайпом:

Governer-Gardener-Guide:
Governer. До примерно 8 лет родитель - авторитарный правитель маленькой страны. Он решает за ребенка. Ребенка вопросы с открытым выбором дискоординируют. Он не может просчитать все последствия своего выбора и чувствует себя.. ммм... тупым. Не надо спрашивать: что ты будешь на завтрак? Надо спрашивать: ты будешь яичницу или хлопья? Ребенок все познает через чувства. Поэтому если сказать ему: не облизывай качели на морозе, он их тут же оближет. Просто, чтобы понять, что конкретно его попросили не делать. Потому что мозг его еще не созрел до более абстрактных связей. Глупо спрашивать 4-летку: как чувствует себя твой брат, которого ты только что толкнул. Он не знает. Поэтому резонерство в этом возрасте бессмысленно (Наташа, повтори это себе еще пять раз).

Gardener. Tweens, т.е. дети от 8 до 13 примерно. С ними родитель, как хороший садовник, должен оценивать ситуацию, собирая информацию, и принимать решение. Детей в этом возрасте особенно важно слушать. "You become a heart with big ears". Очень полезно в ситуации "папа-мама, я хочу..." спросить: как ты себе это представляешь? У тебя есть план, как это осуществить без ущерба для семьи, учебы, нужное вписать? Ребенок предлагает план. План может не работать, но это неважно. Важно усилие все наилучшим образом подумать. Хорошая стратегия: "папа-мама, я хочу..." - Ок, ты хочешь ответ сейчас ("now" without "W")? Тогда дай мне подумать. Решение принимает родитель.

Guide. Тинейджеры. Слушать, расспрашивать про планы, предлагать варианты. Вести себя, как проводник, планирующий поход с командой. Ты разворачиваешь карты, показываешь стоянки, перевалы и пути обноса, а они принимают решение. Тут очень мне понравилась концепция "запасного выхода", плана Б. Заранее продумать, что делать, если что-то пойдет не так (т.е. "аварийные выброски"). Ведь это правда, что подросток часто идет до конца, просто потому, что не видит возможности безопасно "сойти с дистанции". Решение принимает ребенок. Бывает так, что тинейджер не может ответственно располагать своей свободой. Тогда родитель снова становится Governer. На час или на год - как понадобится. Тут важно: мы все еще не  отпускаем его в открытое плавание. Мы на подхвате, у нас больше опыта, мы можем дать совет и предложить (подчеркнуто: предложить) решение.

No requests on the fly. Говорить только один раз и только один на один. Мы все хотя бы раз в жизни произносили: "сколько раз можно повторять?! почему ты не слушаешь?" Повторять не нужно. Говорим один раз, но остановившись на мгновение, "пустив корни" в паркет, осознав. Тогда ребенок слышит. Потому что он каким-то образом считывает, планируешь ты это сказать еще раз пять или уже пора выполнять. Часто бывает так. Ты говоришь одному: собери кубики. Он не хочет, начинаешь помогать собирать, а другой уже крутится вокруг: "а мне лего убрать, да?" Потому что они считывают.

Picture-Face to face-Be close-Show. В продолжение предыдущей темы. Если мы хотим, чтобы ребенок, скажем, помог накрыть на стол. На секунду визуализируем себе эту идиллическую картинку. Потом просим о чем-то конкретном: поставь тарелки/ положи ложки. Не исчезаем из поля зрения. Для маленьких важно сохранение физического контакта (быть рядом), для старших - эмоционального (делать общее дело). Если он не хочет делать сам: "я понимаю, это нелегко, смотри, вот так и вот так".

Важно: дисциплина - это то, что создает семью. Потому что дисциплина - это ценности семьи. Плохое поведение ребнка - это сигнал, что с ним что-то не так. В данном случае нам не надо гадать, что именно. Нам нужно признать "что-то не так", и это поднимает нас над уровнем, когда мы принимаем все на свой счет, на уровень Родителя, Взрослого. С этого уровня значительно легче почувствовать сострадание к ребенку и дисциплинировать с любовью, из сострадания: "мы не делаем так в наше семье". Родитель это говорит не от себя, не от своего Эго, а таковы принятые в этой семье ценности и по-другому не может быть. Здесь есть место уважению к ребенку и его пространству, нет мстительности и сведения счетов.

Интересный пример. Папа Майкла разговаривает с другом. Майкл подходит и перебивает. Папа Майкла жестом просит подождать и дальше минуты четыре обсуждает с другом, какой Майкл терпеливый и молодец. Потом, наконец, говорит с Майклом, тот уходит. Подходит через некоторое время снова. Уже ждет немного, видя папин жест. С каждым подходом Майклу приходится ждать все дольше. В конце концов, он подходит и, не перебивая, просто ждет, когда папа обратит на него внимание. Тут еще Пэйн сказал, что поколение наших детей на 50% будет само обеспечивать себя работой. Т.е. крайне важно умение контролировать импульсы. Потому что такой работник будет кочевать из команды в команду и должен будет вписаться в нее, не ища возможности стать центром внимания, умея слушать и ждать.

пока так. завтра воркшоп.

soul of discipline, я леплю из пластилина, яжемать, все дети разные

Previous post Next post
Up