Оригинал взят у
gleb_tyurin в
Железный пояс Урала. Российские "промышленные Помпеи"
В продолжение темы промышленных территорий публикую еще одну интереснейшую выдержку из книги Алексея Иванова "Хребет России".
"Кто не знает Золотого кольца России? А есть ещё и Северное ожерелье. Урал в старину назывался Каменным Поясом, поэтому круговой маршрут по самым славным и мощным горным заводам лучше всего назвать Железным поясом. Но такого маршрута нет. Если когда-нибудь Россия поймёт, что в её глубине, на Урале, существовал самобытный мир горных заводов, то маршрут будет проложен.
Золотое кольцо не просто презентует древние русские города, а на их примере показывает цивилизацию Руси. Ведь все города Кольца похожи друг на друга. И уральские селения-заводы тоже похожи. Гигантский Екатеринбург и вымирающий посёлок Бисер, захолустный северный Серов и франтоватый южный Златоуст, совсем советский Нижний Тагил и дореволюционная Старая Утка...
В центре - пруд. Под плотиной - завод. Через плотину идёт главная улица. На выезде с плотины - площадь, где стоят храм, контора завода, дом заводчика, лавки купцов. Вокруг - дома. Такой комплекс на Урале повторён в двух сотнях поселений, что строились почти две сотни лет: от первого Каменского горного завода 1701 года до последнего Ивано-Павловского горного завода 1875 года.
В 1922 году, когда ни религия, ни идеология не давили общественные науки, профессор Павел Богословский назвал этот мир «горнозаводской цивилизацией».
Демидовский завод в Нижнем Тагиле, сейчас там музей-заповедник, не имеющий аналогов в России
Главная, мировоззренческая суть горнозаводской цивилизации заключалась в том, что заводы важнее человеческих душ. Такая установка - языческая. Она прочитывается даже в структуре селения. Завод - в центре. Как храм. Только на заводе не божья благодать, а языческие стихии огня, воды, земли и воздуха.
Языческий Урал поклоняется вовсе не идолам. Его святыни - между золотым тельцом и Золотым кольцом. Урал молится на железный слиток. Это поклонение Урал транслирует и на XXI век. На Урале и ныне - «жизнь по заводскому гудку». Если ценности определяет не Бог, а завод, то цивилизация заводов - языческая.
Не надо обманываться тем, что заводской посёлок в плане образует крест - линию реки с прудом и линию плотины с главной улицей. Крест - символ жертвы. Но в его сердце - завод, значит, окрестное селение предназначено в жертву языческим стихиям. Люди - для завода, а не наоборот. Завод ведь и строился-то вовсе не там, где удобно жить, а там, где удобно работать. Заводские трубы, заводские домны рано или поздно вырастают выше крестов на колокольнях.
Демидовский завод в Нижнем Тагиле
Русские селения по структуре были органичны и естественны, как годовые кольца на дереве. Уральские посёлки были рациональны и функциональны. Екатеринбург, столица горнозаводского Урала, стал первым промышленным городом в истории мирового градостроительства. А основатель Екатеринбурга - капитан Татищев - стал первым полновластным хозяином горнозаводской державы, который провозгласил её независимость от России".