самая значительная победа Советского флота в ВОВ

Apr 29, 2015 00:00

В сентябре 1941 г. немецкие войска начали серию операций по захвату Моонзундских островов. При этом союзной немцам Финляндии отводилось проведение демонстративной операции «Нордвин», отвлекающей от места основной высадки. Для этого было сформировано соединение финского флота с участием немецких кораблей:

Броненосец «Ильмаринен» - водоизмещение 3,9 тыс. т; 4×254-мм, 8×105-мм орудий
Броненосец «Вяйненмяйнен» - аналогично
Минный заградитель «Брумер» (немецкий) - 1,3 тыс. т; 4×105-мм орудия
Вооружённый ледокол «Яаакарну» - 4,8 тыс. т; 4×102-мм орудия
Вооружённый ледокол «Тарма» - 2,3 тыс. т; 3×120-мм орудия
Транспорт «Аранда» - 600 т.
Буксиры «Тайфун» и «Мокаун» (немецкие)
Сторожевые катера VMV-1, VMV-14, VMV-15, VMV-16
Катера-тральщики VP-304, VP-305, VP-308, VP-313, VP-314
План операции «Нордвин» предполагал обстрел западного побережья острова Хийумаа(Даго) у маяка Ристна и высадку там тактического десанта (пехотный батальон).



Броненосец «Ильмаринен»


13 сентября 1941 г. в 10.45 броненосцы «Ильмаринен» и «Вяйненмяйнен», стоявшие в шхерах южнее Турку, снялись с якоря и во второй половине дня прибыли к месту сбора соединения юго-восточней острова Утё.

В 17.50, после того, как с тральщиков доложили, что фарватер свободен от мин, эскадра двинулась по фарватеру к Утё, через час прошла мимо острова и взяла курс на юг, в сторону открытого моря. Хотя минные поля на большом удалении от берега считались маловероятными, броненосцы поставили параваны, все боевые посты были в готовности.



Головным в строю кораблей двигался «Ильмаринен» под флагом командующего Прибрежным флотом ВМС Финляндии капитана 1-го ранга Э. Рахола, следом за флагманским кораблем на расстоянии в 900 м шёл «Вяйненмяйнен». По правому и левому борту броненосцев сопровождали по два сторожевых катера. Далее с большим отрывом двигались немецкие минный заградитель «Брумер» и буксиры в окружении финских катеров-тральщиков; последними шли ледоколы и транспорт. Корабли держали ход в 11 узлов, их строй растянулся на 5 миль. На море была умеренная зыбь, небо покрывали тучи, но видимость была хорошая.

В 19 часов начало смеркаться, но корабли не зажигали огней. В 19.50 «Ильмаринен» повернул на юго-запад. Колонна последовала за ним, отдельные корабли в темноте были плохо различимы. В 20.30, когда эскадра удались от Утё на 24 мили, с «Ильмаринена» подали сигнал о готовности к новой смене курса. Броненосец начал поворот направо и в этот момент у его левого борта в районе кормового трапа ниже бронепояса произошёл мощный взрыв.



Огненный столб взметнулся выше мачты. «Ильмаринен» подбросило вверх, затем броненосец стал быстро оседать с креном на левый борт. Тем не менее, корабль сохранял ход и управление. Чтобы справиться с креном, командир корабля капитан 2-го ранга Р. Гёрансон дал команду: «Малый ход, право руля!» Руль был повернут на 15, потом на 20 градусов, однако это не спасло ситуации. Крен быстро нарастал. Через четыре минуты после взрыва «Ильмаринен» накренился на 45 градусов, а через шесть минут лег на левый борт, боевой марс на мачте коснулся воды. Затем броненосец стремительно перевернулся, часть команды, собравшейся на правом борту, удалось перебраться на киль. Через восемь минут после взрыва «Ильмаринен» исчез под водой. Он затонул в точке с координатами 59°27′ с. ш. 21°15′ в. д. / 59.450° с. ш. 21.250° в. д. / 59.450; 21.250 (G) (O) на глубине 90 метров. Из находившихся на броненосце 303 человек было спасено из воды 132, в том числе командир корабля и командующий флотом. Погибших было 271: 13 офицеров, 11 мичманов, 65 старшин и 182 матроса.



Сразу после гибели «Ильмаринена» финское корабельное соединение прекратило выполнение боевой задачи и легло обратным курсом к Турку. Операция «Нордвин» оказалась сорванной.

Финские средства информации, сообщив о гибели «Ильмаринена», заявили, что «причину взрыва точно установить не удалось». Впрочем, практически сразу единственной версией стал подрыв броненосца на установленной на его пути противокорабельной мине. Бытующая иногда версия о сорванной с якоря и свободно дрейфующей мине опровергается характером взрыва; плавающая мина взорвалась бы в районе ватерлинии, на бронепоясе, и не вызвала бы таких разрушений.

Совинформбюро в вечерней сводке от 21 сентября 1941 г. объявило: «Финский броненосец береговой обороны „Ильмаринен“ в Финском заливе, атакованный нашими кораблями, напоролся на мины и затонул». В вечерней сводке от 24 сентября дополнительно сообщалось: «За последнее время советские моряки потопили 14 немецких транспортов и кораблей и один финский броненосец».

Однако какого-либо указаний на конкретное боевое судно или соединение, которые провели атаку или минную поставку, приведшую к гибели финского броненосца, не последовало.

Для СССР было обычно общее указание, что «Ильмаринен» подорвался на советской мине. Однако в ряде случаев высказывались предположения о том, кто мог выполнить данную минную поставку, ими могли быть:

- Катера-охотники с Ханко
- Бомбардировщики Балтийского флота
- Минные заградители «Марти» и «Урал»
- Пограничные катера из Таллина
- Торпедные катера с Моозунда
- Сторожевые корабли «Циклон» и «Снег»

Следует учитывать, что минные заграждения, выставленные советскими торпедными катерами и сторожевыми кораблями, находились на значительном удалении от места гибели «Ильмаринена» - на выходе фарватера в шхерах, а не в открытом море.

Тем не менее, недавно произошедшее с финским броненосцем получило аргументированное объяснение. Вероятно, что при прохождении шхерного фарватера «Ильмаринен» подсек, а затем подцепил одну из советских мин своим левым параваном, на котором тащил её под водой на протяжении около 7,5 миль. При повороте на правый борт мина была подтянута к борту и взорвалась.

Таким образом, финский броненосец береговой обороны «Ильмаринен» является крупнейшим вражеским боевым кораблем, потопленным оружием советского военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны (немецкий броненосец «Шлезиен», добитый авиацией Балтийского флота в мае 1945 г., в момент уничтожения был уже посажен на мель).

Для общего хода войны потопление устаревшего финского ББО не имело серьёзного значения, однако оказало значительное психологическое воздействие в период тяжёлых военных неудач, переживаемых СССР.

Надо еще добавить, что после гибели «Ильмаринен», его систер-шип броненосец «Вяйненмяйнен» практически не принимал участие в активных боевых действиях на море и простоял в порту до конца войны в качестве зенитной батареи...

Сам по себе факт уничтожения броненосца «Ильмаринен» является одним из самых значительных успехов отечественного флота в ХХ веке, сопоставимым с уничтожением японских броненосцев «Хатцусе» и «Ясима» у Порт-Артура в 1904 г.

военная история

Previous post Next post
Up