Забей гвоздь, отрежь, раскрась, рассмотри "да" под лупой...

Sep 22, 2024 13:01



Именно короткое "Да" и срезало Джона Леннона: понравилось своим позитивом.
Ведь для того, чтобы под лупой рассмотреть "Да", ему пришлось залезть под самый потолок.
Лестница сама по себе была частью инсталляции "Картина на потолке".
К "картине" была подвешена лупа, в которую нужно было рассмотреть "Да" в раме на потолке.
     
Леннон позже говорил, что "Нет" расстроило бы его,
а на позитиве захотелось познакомиться с необычной художницей-авангардисткой.
Которая придумала не только "картину на потолке", но и много других завлекалочек...

И привезла в 1966 году в Лондон на персональную выставку все свои придумки - откуси от яблока,
забей гвоздь, отрежь тут, склей там, раскрась, надпиши...
То есть требовала от зрителей активных действий...





Так Джон встретил Оно...


И она забила гвоздь в крышку гроба с надписью "Битлз" - то есть способствовала распаду группы.
Некоторая часть прогрессивной битловской общественности до сих пор в этом убеждена.
И до сих пор терпеть не может Йоко Оно...

А ей, между прочим, 18 февраля 2024 исполнился 91 год! Так что пусть будет здорова!



Йоко Оно два раза привозила в Москву свои выставки.
Первый раз в 2007 году в московском ЦУМе была "Одиссея таракана".
Идея "Одиссеи таракана" заключалась в том, что, случись ядерный взрыв, выживут только тараканы.

И Йоко Оно тогда предложила всем "посмотреть" на мир после ядерного удара глазами таракана:
груды тряпья и обуви, грязные коробки, оборванные провода, трубы, трубы...

Современное искусство такого типа мне лично не близко,
так что её выставки, хоть и была возможность пойти, но, как говорится - без меня.
А в слове концептуальный вообще слышится "конец"...
Ну и где позитив? как сказал бы незабвенный Джон...

В Сети полно снимков с той выставки ("Одиссея таракана").
Так что при желании можно посмотреть много всего - и огромную окровавленную биту,
и груды тряпья, и плакаты "War Is Over" ("Война закончилась").

Нужно отдать Йоко Оно должное: её творчество всегда носило антивоенный характер.

Началось всё с перформанса "В постели за мир" - неделя в марте и неделя в конце мая 1969 года.
Так они с Ленноном протестовали против войны во Вьетнаме.





Своё творчество как художника Йоко Оно всегда определяла тремя ключевыми компонентами -
"Да". "Мечтать". "Небо".

Так что второй раз она привозила в Москву в 2019 году в октябре выставку под названием "Небо всегда ясное".

На выставке было многое из того, что она делала в 1960-х.
Там была, говорят, та самая лестница, на которую забирался Леннон в 1966 году.

Были неоконченные картины, которые начинала Йоко Оно, а зритель - по своему усмотрению дорисовывал.
Здесь были и груды разбитых чашек, части которых нужно было найти и склеить.

И были её знаменитые "Инструкции".
Например, возьми листик и напиши про свою маму (это замечательно, на мой взгляд).
И этот листик будет прикреплён к огромному стенду-стене - с тысячами таких же листков-посланий маме...



1964 год. Перформанс Йоко Оно под названием "Отрежь" (Фото: Minoru Niizuma ©Yoko Ono)
Каждый желающий мог приблизиться к сидящей в красивом платье художнице и отрезать часть её одеяний...



Йоко Оно "Картина, чтобы забить гвоздь", 1966, (Фото: John Bigelow Taylor © Yoko Ono):



Картины-заготовки от Йоко Оно, а зритель потом только добавляет цвет:





Ретро-фото из своб. источников Сети

женщина, история, искусство для избранных, художники, фото

Previous post Next post
Up