Несколько слов о харакири... Часть 2

Sep 22, 2024 12:30

Здравствуйте уважаемые.
Вчера мы с вами начали тему японского ритуального самоубийства, а сегодня предлагаю эту тему закончить.
Итак...

Давайте попробуем смоделировать идеальное самурайское сэппуку, как оно видится в голове среднестатистического японца.


Для начала поговорим о мужском самоубийстве. Сразу же хочу сказать, что у нас принято путать 2 термина - самурай и буси. Собственно говоря, самурай (侍) это так, упрощенно говоря название сословия - японское дворянство. Буси ( 武士) же - это наименование воина, более широкое понятие. Отсюда и бусидо - путь воина. Формально говоря самурай часто мог быть буси, а вот буси - самураем не всегда. Ну и понятно, что женщин самураев было не многим меньше, чем мужчин того же сословия. А вот с буси сложнее. Хотя история знает ту же Томоэ Годзэн и других онна-бугэйся (женщин-воительниц), которые мастерски действую нагинатой, бились в одном ряду с мужчинами, и при этом не были самураями.


Но это мы отвлеклись чуток. Итак, ритуальное самоубийство мужчины-самурая, как это должно было быть.
Для начала надо было выбрать заранее идеальное место и выбрать одного идеального друга. Местом чаще всего это был сад, или где-то около буддийского или синтоиского храма. В любом случае это должно быть место, где не едят и не спят.


Идеальное время для совершения ритуала - после зари.
На землю клались циновки, покрытие белой материей (белый - цвет смерти и вечности). Сверху покрывалось алой тканью - дабы растекшаяся кровь не отвлекала от главного и не убирала гармонию ухода. В идеале над циновкой еще мог возводится навес - и от непогоды, и как бы покрытие всего действа небесами. Навес делался из ткани и тоже белого цвета. Рядом с циновкой ставился маленький лаковый столик.


Самурай делал утреннее омовение, затыкал анальное отверстие ватой, дабы не испоганить своим естеством красоту ухода, и облачался в парадное кимоно или юкату белого цвета (ну в крайнем случае, если не было белого - то бледных оттенков желтого или голубого). Важно, что на одежде не было никаких монов (гербов) - теперь у самурая не было сюзерена, кроме божеств.


Перед циновкой он снимал гэта (сандалии) и иную обувь. Японцы считают, что смерть - это тоже своего рода дом, пристанище, а в дом надо входить без обуви.


На лаковом столике должна быть расположена рисовая бумага, кисть и туш.
На циновку надо сесть в позу сэйдза: голени ног лежат на полу, стопы и тыльные стороны пальцев ног развёрнуты кверху; бёдра покоятся на внутренних сторонах голеней, ягодицы - на пятках; большие пальцы ног соприкасаются друг с другом. Колени немного разведены, локти чуть отодвинуты от корпуса. Спина прямая.


Настало время для написания дзисэй (посмертного стихотворения). Несмотря на то, что это не время для тщеславия, иногда выходило очень даже красиво. По размеру это могло быть и танка (5 строф) и хайку (3) и рэнга (не менее 2-х). Вот некоторые из дзисэй:
Речная вода
Последними звуками
Сильнее журчит.
Аримару

Земля и металл
Жизнь мою оборвали,
А время все там же.
Ацудзин

Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают.
Я ещё легче
С жизнью прощаюсь.
И всё ж, почему?
Наганори Асано
Сильно, не правда ли?


Дзисэй писали тушью по рисовой бумаге и оставляли на столике. Иногда вместо туши использовали собственную кровь, особенно когда считали виновным себя перед страной и императором (красное на белом - национальный стяг и цвета страны), но все же это уже более поздняя практика. Не совсем по канону, да и лишняя аффектация.


Вот теперь пришло время идеального друга, о котором я уже упомянул ранее. Классическое сэппуку - это не представление для толпы. Опять-таки, кичится своим геройством и мужеством - это очень вульгарно, и даже постыдно. К чертогам смерти надо подходить только в сопровождении хорошего друга. Поэтому только он и присутствует при ритуале. Его называют кайсякунин (секундант).
Кайсякунин приносит на подносе клинок, который надо использовать для смерти. Когда-то мы с вами говорили
О дайсё и других японских клинках: http://id77.livejournal.com/31954.html.
Ну так вот, идеальным для сэппуку был именно айкути. А при его отсутствии можно было использовать танта. Где-то встречал упоминания об использовании для этих целей вакидзаси. Не исключаю - но не по канону. Да и большеват он для этого дела - неудобно.


В богатых семьях для сэппуку использовался особый клинок, который назывался кусунгобу (буквально - девять сун, пять бу - то есть 27,4 см). Он считался настоящей фамильной ценностью и хранился как реликвия. От танто он отличался сечением, шириной и размером клинка, а от айкути наличием цубы и тем, что был прямым.


Клинок оборачивался плотной белой тканью или рисовой бумагой так, чтобы свободно было только острие. Самурай брал клинок от Кайсякунина, причем рукоять не трогая, и подносил его ко лбу, совершая акт воздания стали. После снова отдавал его кайсякунину.
Дальше надо было спустить кимоно или юкату ниже пояса, а рукава обязательно подвязать под коленями. Это было крайне важным, и делалось для того, чтобы не падать навзничь, что было крайне неприлично, Тело должно было всегда падать вперед.


Потом приспускалась набедренная повязка и разминались мышцы живота. В этот момент кайсякунин неприлично, тело должно завалиться вперед, ничком. Приспустить набедренную повязку пониже, размять напрягшиеся мышцы живота. Кайсякунин подносил ему кинжал, а сам становился с обнаженным мечом позади самоубийцы. Последний мог сказать что-то на прощание, а мог сразу приступить к действию.
Причем, сам процесс вспарывания живота не имел общего канона. В зависимости от времени и моды менялась система самоубийства. Некоторые способы приведены ниже:


Иногда это было долго и больно, а иногда острие только касалось живота, и в дело вступал кайсякунин. Был даже вариант, когда вместо клинка живота самоубийца просто касался веером. Но неважно - кайсякунин наносил молниеносный удар и отрубал голову самоубийце. Причем сделать это надо было мастерски и быстро - голоса должна была остаться висеть на лоскуте кожи, а не покатиться. Зачастую самоубийством это можно было считать только формально - клинок только коснулся кожи, а кайсякунин уже рубил голову. Иногда кайсякунин был неумелым и тогда смерть была мучительной. И иногда и вовсе обходились без кайсякунина и умирали от того, что именно что вспарывали живот. И это смерть была очень тяжелой.
Вот такое идеальное мужское сэппуку в представлениях японцев.


Женское же ритуальное самоубийство называлось дзигай. Оно делалось по другим канонам.
Всем женщинам самураям в день совершеннолетия (12 лет) отец, или старший в семье (клане) дарил особый кинжал, прямой формы и без гарды, который назывался кайкен. Иногда дарили еще и меч (правда, чаще НЕ дарили), но вот кайкен - всенепременно. Сейчас традиция немного переродилась - в японских семьях с классическим воспитанием отец дарит кайкен свой дочери на свадьбу. Иногда кайкены очень и очень красивы и дорого стоят. Это не только и не столько орудие самоубийства, сколько основа самообороны и уверенности женщины. Его носили или в широком поясе (оби), которым опоясывали кимоно, или в особом мешочке на шее. Дама никогда с ним не расставалась и владела им в совершенстве.


Женщины никогда не вспарывали живот и не пользовались услугами кайсякунинов. Их самоубийство происходило несколько по-иному. Они обязательно связывали себе лодыжки для того, чтобы после смерти выглядеть пристойно, а затем резали себе вены на шее с левой стороны. Это по канону. Но иногда просто перерезали себе горло или наносили удар в сердце.


Ну и под конец еще раз хочу отметить, что пытаться анализировать поведение японцев с точки зрения нашей морали и мироощущения дело неблагодарное. У нас самоубийство чаще всего большой грех и слабость, у них же - наоборот. Это надо просто принимать. Ну и знать, что к чему.
На этом, пожалуй, все. Надеюсь, вам было не скучно.

Previous post Next post
Up